Именно в этом немаловажная причина торможения реализации проекта технопарка в новосибирском Академгородке. До сих пор здесь нет механизмов решения земельного вопроса по участкам, принадлежащим СО РАН. «Земельные участки, на которых планировалось строительство объектов технопарка, находятся в бессрочном пользовании СО РАН, — заявляет первый вице-губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. — К сожалению, в ходе длившихся два года переговоров нам не удалось убедить руководство СО РАН в том, что технопарк — это благо не только для экономики области, но и для Академии наук». По его словам, пока удалось достичь договоренности о размещении объектов технопарка только на трех участках, на одном из которых (площадью 3,9 га) строительство началось в декабре 2007 года (там будет формироваться центр технологического обеспечения), а два других (площадью 2,8 и 3,5 га) находятся в процессе оформления, то есть передачи в аренду технопарку от СО РАН. На этой почве разгорелось нешуточное противостояние. Губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский обвинил руководство СО РАН в срыве проекта создания объектов инфраструктуры для развития научной деятельности. В ответ Президиум СО РАН объявил о необходимости установления особого статуса Академгородка и всего Советского района Новосибирска — вплоть до образования отдельного городского округа. А руководитель СО РАН академик Александр Асеев предложил передать ученым под строительство коттеджей и жилья около 100 га федеральной земли (в том числе в Ботаническом саду Академгородка) и еще 2 тыс. га земли Новосибирского сельского района. Для тех же, кто может посчитать странным последнее требование, Александр Асеев особо разъяснил свою позицию. По его словам, это позволит начать возводить служебное жилье для молодежи и индивидуальное — для высококвалифицированных ученых. Обострению спора ученых и власти способствовал и приезд комиссии по ликвидации Межрегионального территориального управления Росимущества по РАН, которая составляет перечень имущества, находящегося в ведении СО РАН. Окончательной целью Росимущества после ликвидации управления внутри академии, по всей вероятности, является установление единоличного контроля над собственностью РАН. Вполне естественно, что академики не хотят сдавать позиции без боя, отсюда и громкие заявления, поступающие с разных сторон. Эта ситуация может служить другим регионам примером того, что без решения больного вопроса собственности на землю нельзя и близко подходить к реализации масштабных проектов. В частности, в Кемерове изначально проект технопарка реализовывался на землях областного и федерального подчинения. Администрация области в лице Комитета по управлению госимуществом является единственным акционером ОАО «Кузбасский технопарк», поэтому проблем с проектированием и строительством на этой земле не возникает. «Нами уже сделано очень много: определены земельные участки под будущий технопарк, ведется проектирование и строительство его сооружений, сформулированы основные профили инновационной деятельности технопарка и, главное, она уже началась, и ведется параллельно созданию инфраструктуры, — рассказывает Александр Каретин. — В базе Кузбасского технопарка сегодня уже более 150 заявок на инновационные разработки. Экспертный совет технопарка, созданный в июне 2008 года, рассмотрел 33 проекта, 32 из которых рекомендованы к реализации». В этом отношении другое федеральное направление поддержки регионального бизнеса — создание особых экономических зон (ОЭЗ) — представляется более защищенным от скандальных земельных споров. Они могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности. Земельные участки в пределах ОЭЗ могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды. При этом арендаторы-собственники созданных ими объектов недвижимости имеют право выкупа расположенных под указанными объектами земельных участков в соответствии с законодательством РФ. Разговор о судьбе ОЭЗ состоялся в Сибири в начале апреля. Инициатором и здесь выступило государство: руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Андрей Алпатов провел в Улан-Удэ совещание с руководителями территориальных управлений РосОЭЗ, а также органов исполнительной власти субъектов СФО. Сегодня в Сибири создано пять ОЭЗ: технико-внедренческая в Томске и четыре туристско-рекреацион¬ные в Республике Алтай, Алтайском крае, Иркутской области и Республике Бурятия. Последняя, по мнению чиновников РосОЭЗ, сейчас имеет наибольшие шансы на реализацию своего проекта «Байкальская гавань», и в нынешнем году из федерального бюджета будет выделено на строительство инфраструктуры 2,65 млрд рублей. Интерес федерального центра к теме как технопарков, так и ОЭЗ, говорит об одном: государство все-таки склоняется к тому, чтобы сосредоточить усилия на крупных проектах поддержки регионального малого и среднего бизнеса для стимулирования создания качественно новых компаний, а не на то, чтобы распылять средства на помощь всем скопом. Потому что в те же технопарки, например, войдет только понимающий преимущества инновационного роста бизнес, остальные по определению останутся экономически менее эффективными игроками, которых поддерживать не очень целесообразно. Полномочий должно хватить Сразу же после первого заседания МВК в СМИ появились предположения, что техно¬парки могут не пережить кризис. Но их руководство категорически исключает такую возможность. «Реальная ситуация не подтверждает подобных выводов. Наоборот, обращений по поводу новых технологий — их наличия, поиска, внедрения — стало больше. Кризис заставляет собственников и менеджмент думать о снижении издержек, а это, в первую очередь, вопрос технологических инноваций, — говорит Александр Каретин. — Требуемая нам помощь должна носить скорее концептуальный характер. Технопаркам — всем, не только нашему — требуются две вещи: федеральное законодательство (областное, кстати, в Кемеровской области принято в прошлом году) и стартовое финансирование собственно инновационной деятельности, а не только создания инфраструктуры». С созданием и началом работы МВК, несомненно, возрастают шансы на урегулирование спора и вокруг земель Новосибирского технопарка Академгородка. «Комиссия будет обладать полномочиями инициировать и какие-то законодательные процессы, — отмечает Дмитрий Верховод. — На самом деле, действительно, даже многих законодательно утвержденных понятий деятельности технопарков пока нет. Вся нормативная база опирается только на два документа — постановление правительства 2006 года об утверждении программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» и постановление о порядке выделения средств. Таким образом, вообще ни о каком нормативном пакете речи пока не идет. Проект закона о технопарках будет вноситься в Госдуму только к концу текущего года. Нет даже дефиниций, что такое технопарк, нет понятия «резидент». Проект закона лишь определит понятия, его придется дополнять другими регламентирующими документами». К примеру, для инноваторов непонятно само понятие льгот. Но самое смешное, что они им по большому счету и не нужны — трудно найти новую компанию, которой необходимы, скажем, льготы по налогу на прибыль. Первое время прибыли просто не будет — компания будет только вкладывать. Для них более существенны стабильные условия для развития бизнеса с точки зрения долгосрочной и предсказуемой аренды помещений, жилье для работников, возможность изготавливать опытные образцы. Все эти условия должны быть прописаны досконально, чего пока не наблюдается. Требуется и решение более оперативных вопросов, вроде пресловутого земельного, которое, по всей видимости, без вмешательства МВК в новосибирском Академгородке будет и дальше носить характер затяжной войны. Одно ясно: действовать надо быстрее. Ситуация такова, что чем меньше времени на раздумья у региональных властей, тем больше его у потенциальных инвесторов и резидентов, и они могут просто покинуть Новосибирский технопарк Академгородка. И дело тут уже будет даже не в деньгах, а в репутации всего проекта. По материалам www.expert.ru |