Ведущие предприятия автопрома получат от правительства 40 млрд рублей, 25 млрд из этой суммы достанется АвтоВАЗу. Такова цена недавнего визита премьер-министра Владимира Путина в Тольятти. Власти прогнозируют обвал рынка легковых автомобилей в России в этом году. По оценке министерства промышленности и торговли, как доложил на совещании в Тольятти глава ведомства Виктор Христенко, падение может составить до 60% по сравнению с прошлым годом. От поддержки потребительского рынка и отрасли в целом через повышение ввозных пошлин на иномарки и субсидирование процентных ставок по кредитам на покупку автомобилей определенной ценовой категории государство переходит к адресной поддержке производителей, о которой они просят уже не первый месяц. АвтоВАЗ – наше все Основной темой совещания стал механизм госфинансирования АвтоВАЗа. Общий долг корпорации, включая задолженность по облигационным займам, составляет 44 млрд рублей, что сопоставимо с задолженностью «Группы ГАЗ» (45 млрд рублей). «К АвтоВАЗу у правительства особое отношение как к предприятию с государственным участием», — считает Михаил Пак, аналитик ИФК «Метрополь». Две недели назад президент завода Борис Алешин говорил, что АвтоВАЗу необходимо 26 млрд рублей на погашение задолженности перед поставщиками и пополнение оборотных средств. Акционеры предприятия и главы министерств (Минфина, Минэкономики и Минпромторга) обсуждали несколько вариантов финансирования автоконцерна. Основные – проведение допэмиссии (против этого высказывалась компания Renault) или предоставление госкредитов. Теперь стало ясно, что правительство остановилось на варианте корпоративного кредита, наиболее простого и выгодного для АвтоВАЗа. Правительство выделит средства основному акционеру АвтоВАЗа – госкорпорации «Ростехнологии», которая, в свою очередь, предоставит автоконцерну беспроцентный кредит. «Если будет необходимость, мы можем продолжить ссуду, если по итогам анализа через год мы поймем, что такие действия будут необходимы», — добавил Владимир Путин. Государство при этом не будет настаивать на размывании пакетов других акционеров компании, включая миноритариев, подчеркнул премьер-министр. Бюджетные вливания дополнит помощь банков. Сбербанк и ВТБ предоставят АвтоВАЗу бридж-кредиты на общую сумму восемь миллиардов рублей, кроме того, ВТБ и Газпромбанк готовы выдать Волжскому автозаводу коммерческие кредиты для финансирования инвестпрограммы стоимостью 90 млрд рублей. Говоря о выделении средств АвтоВАЗу, Путин отметил, что все необходимые документы должны быть подготовлены до 10 мая. Кому – половина, кому — ничего Остальным автозаводам придется довольствоваться поддержкой в существенно меньших объемах. КамАЗу для завершения уже начатых инвестпроектов по выпуску компонентов и разработке нового модельного ряда требуется 10 млрд рублей, сказал на совещании глава компании Сергей Когогин. Для этого КамАЗу будет предоставлена госгарантия на сумму 4,6 млрд рублей. Компания «Соллерс» получит господдержку своих инвестпрограмм в размере пяти миллиардов рублей. «ИжАвто», выручка которого в конце прошлого года упала в десять раз из-за снижения продаж на треть и удорожания машинокомплектов на 40% из-за девальвации рубля, просил у государства два миллиарда рублей, но пока не получил ничего. Завод может сократить в апреле пять тысяч работников (около 90% штата), если государство ему не поможет. Об этом заявил президент Удмуртии Александр Волков на антикризисном совещании в Нижнем Новгороде с участием вице-премьера Александра Жукова. ГАЗ, в отличие от «ИжАвто», рассчитывал на большее. Помощь ГАЗу рассматривалась как пилотный проект по предоставлению господдержки крупным промышленным предприятиям. Впервые ситуацию на ГАЗе и антикризисную программу холдинга правительственная комиссия под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова рассмотрела 3 февраля. Тогда речь шла о возможности предоставления «Группе ГАЗ» госгарантий для возобновления кредитных линий и реструктуризации краткосрочных кредитов в средне— и долгосрочные. «Группа ГАЗ» рассчитывала также, что правительство даст поручение госбанкам (прежде всего ВЭБу) выкупить пятилетний облигационный заем ГАЗа на общую сумму 20 млрд рублей (проспект эмиссии зарегистрирован в январе). Генеральный директор «Группы ГАЗ» Сергей Занозин, отвечая на вопрос председателя правительства о необходимых мерах господдержки, подтвердил, что для автохолдинга сейчас актуально предоставление госгарантий по облигационным займам. Владелец «Базового элемента» Олег Дерипаска предложил на этом совещании несколько вариантов докапитализации ГАЗа. Об этом сообщил Виктор Христенко. По словам министра, у ГАЗа «сложная структура обязательств по займам», требующая выработки общих условий реструктуризации. Эту работу планируется завершить до 7 апреля. Правительство РФ готово предоставить «Группе ГАЗ» госгарантии более чем на четыре миллиарда рублей для реструктуризации задолженности, заявил Владимир Путин по итогам совещания в Тольятти. Премьер считает также возможным вернуть переплаченные группой налоги в размере двух миллиардов рублей. Будут увеличены и госзакупки – для этого выделяется около девяти миллиардов. Помоги себе сам На совещании Владимир Путин призвал менеджеров и собственников предприятий автопрома внести свой вклад в стабилизацию своих компаний для их развития в посткризисный период. Не в последнюю очередь, отметил он, это касается снижения производственных издержек. «Группа ГАЗ» откликнулась на призыв премьера официальным заявлением, в котором говорится, что ГАЗ рассчитывает в первую очередь на собственные силы. Собственная антикризисная программа должна помочь группе «обеспечить безубыточность операционной деятельности на всех производственных площадках с 1 июля 2009 года и сформировать положительный денежный поток для расчетов с кредиторами и уменьшения кредитного портфеля». Эта программа составлена без расчета на финансовые вливания со стороны государства, подчеркивается в пресс-релизе. ГАЗ в 2009 году планирует на 20% снизить себестоимость продукции, получить три миллиарда рублей от сжатия производственных площадок. В компании говорят, что сфокусируются на производстве линейки высокорентабельных продуктов. Сейчас ГАЗ готовит антикризисное предложение рынку — выпуск в 2009 году бюджетной «Газели» за шесть тысяч долларов. На 20% планируется снизить рыночную стоимость ряда техники (грузовой автомобиль «Урал», экскаватор ЕК-12, автогрейдер ДЗ-98, двигатель УМЗ-4216 и др.). Совет директоров АвтоВАЗа тоже утвердил антикризисную программу, основной пункт которой – сокращение издержек на 19 млрд рублей. Кроме того, компания выделит в дочерние предприятия производство комплектующих и освободится от непрофильных активов. За выполнение программы менеджеры ответят своими зарплатами. По материалам «Эксперт» С анализом товарной структуры импорта автомобильных молдингов Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Товарная структура импорта автомобильных молдингов в Россию».
|