Шоумен, музыкант, один из основателей группы «Секрет», актер театра и кино, ведущий передач на радио и ТВ, самый известный в России автогонщик... Николая Фоменко у нас знают все, но сегодня его не часто увидишь по телевизору, в кино и на сцене. Главным его увлечением стали автомобили. Мастер спорта по автогонкам, участник и победитель национальных и международных соревнований, недавно он создал первый российский болид под названием «Маруся» (Marussia)… Николай Фоменко Как родился проект Marussia? Во время квалификации в Азии я на Aston Martin’е врезался в стену безопасности, разбил левое крыло, переднюю фару и бампер. Запасных частей не было, а нам в восемь утра нужно было пройти техосмотр, чтобы в два часа начать гонку. Мой инженер взял эти поврежденные части, уехал на ближайший китайский завод, и уже через четыре часа мы получили новое крыло, оптическую накладку на фару и бампер. Опять китайцы все сделали… Притом что это нестандартные крылья, нестандартный вес, все из пластика. И стоило все 250 долларов! А на заводе British Aerospace, где выдувался этот Aston Martin, одно крыло стоит 5 тысяч фунтов. После этого инцидента мне и пришла мысль о производстве. Ведь высокие технологии, которые задействованы в автоспорте, достаточно быстро оказываются в руках у обычных производителей. Новые коробки передач, современная резина — все, что мы сегодня имеем в автопромышленности, пришло сюда из высшего эшелона автоспорта: именно там ведется научно-исследовательская работа, которую не могут позволить себе обычные концерны. В 1997 году 600−й «мерседес», снабженный двенадцатью подушками безопасности, на скорости 140 км/ч лишил жизни принцессу Диану. На трассе в Сильверстоуне Михаэль Шумахер на машине из углепластика врезался в стену на скорости 326 км/ч — и сломал только палец! Но это произошло после того, как в автоспорте резко повысились требования к безопасности, — люди перестали погибать, а скорости при этом только возросли. С другой стороны, общественный автопром по всему миру навязывает нам свою глобализацию, свои стандарты. Любой инженер сегодня скажет, что выдавливание мягкой формы из железа — это устаревшая технология XX века. Но приходится покупать эти унифицированные технологии, потому что за сто лет автопроизводства концерны вложили в них слишком много денег и расстаться с ними не представляется возможным. То же самое с бензином: в принципе, не будь мы так глобализированы, мы бы уже, наверное, могли ездить на экологическом водородном топливе. Проблема в том, что нефтяники никак не хотят отстать от автопроизводителей, хотя те и готовы отказаться от бензина. Самый дорогой автомобиль сегодня — это Aston Martin DBS. Из железа там сделаны только пороги и части крыши, все остальное — углепластик. Стоит эта штука одиннадцать с половиной миллионов рублей. Marussia тоже из углепластика, но наша модель совершенно другая. Идея в том, что человек покупает у нас только платформу — кроссовера, внедорожника, седана, спорткара или малолитражки. Далее вы решаете, как эта машина будет выглядеть. Вам предлагают порядка двадцати вариантов дизайна. Поездив три месяца, вы говорите: «Теперь я хочу, чтобы она выглядела по-другому». Сдаете машину обратно и получаете на ее платформе новую модель. Автомобили — главное на сегодняшний день увлечение Фоменко Как вы относитесь к решению повысить налог на иномарки, чтобы стимулировать интерес к российским автомобилям? За всю историю за границу было продано 14 миллионов «жигулей» — согласитесь, цифра немаленькая. Но об их дальнейшей судьбе ничего не известно. Это как с иностранными пас-портами. У нас их выдано 15 миллионов, а работают только 8. То есть мало людей пересекают границу. Да, ведущие производители — «Опель», «Фольксваген», «Тойота», «Ниссан», «Хюндай», «Хонда» — собирают у нас свои автомобили, вкладывают в это по 100–150 миллионов долларов, но это никак не связано с российским автопромом. Никто из них не говорит: «Мы купим ВАЗ». «Вольво» покупает «Ивеко», а КамАЗ не покупает никто. Что это за грузовики КамАЗ, которым запрещено двигаться по дорогам Европы? Они только в Африке продаются, и то лишь благодаря ралли «Париж — Дакар». Вот едут два автомобиля. Один «мерседес», другой «лада». Это два одинаковых предмета. В каждый заливается бензин, после нажимают на педаль — и поехали! Принципы механики одни и те же, просто делали эти машины совершенно разные люди — с разной психологией и разными целями. «Мерседес» у немца в крови, в генах. А у нас в крови нет «жигулей», и никогда не было. Это была роскошь, и если твоя семья покупала «жигули», у ОБХСС тут же возникали вопросы. Эти страхи и сомнения до сих пор где-то глубоко в нас сидят. Я не пессимист. Это просто констатация факта. Мы прекрасно умеем жить, вертеться. Но все-таки — зимняя страна, которая не имеет ни одного знаменитого горнолыжника?.. При этом у нас полно людей, которые на многое способны. А атомные бомбы, условно говоря, все еще изобретаем на коленках — между возникновением идеи и ее реализацией по-прежнему пропасть. Поэтому я и говорю, что русские — это такое абстрактное существование… По материалам www.rusrep.ru
|