Довольно известный экономист Михаил Хазин в своих рассуждениях о кризисе упоминает: "Производство нового продукта, пользующегося повышенным спросом на потребительском или промышленном рынке, на этапе внедрения и экспансии растет более быстрыми темпами, чем экономика в целом, норма прибыли при его производстве выше, чем в среднем по экономике. Это принципиальный момент, поскольку быстро растущий сектор неминуемо вытягивает на себя все ресурсы экономики, до которых он может дотянуться. И это означает, что остальные отрасли лишаются возможности получать дешевые ресурсы. Быстро растущий сектор может продавать свою продукцию либо конечному потребителю, либо производителю. В последнем случае он должен обеспечивать увеличение объема продаж и прибыли у своего покупателя, то есть либо способствовать повышению его производительности труда, либо предоставлять новые потребительские качества его товару." Как глобальная закономерность, отмеченная Хазиным, может выглядеть в частном, конкретном случае и что делать тут в условиях спада? Рвануть вперед пока все в панике и недоумении или затаиться и покорно ждать вероятного краха? А если рвануть, то куда? Эти вопросы могут в равной степени интересовать как владельцев предприятий, так и наемных работников. Одни не хотят потерять предприятие, а другие работу. Но с большой вероятностью потеряют и те, и другие, если владелец предприятия и работники будут пассивно выжидать, как развернутся события. Но, прежде всего, несколько слов о нынешнем кризисе как таковом. Во-первых, все успокоительные речи и прогнозы наших политиков и проправительственных аналитиков нужно забыть. Во-вторых, любой финансовый кризис, в конечном счете, происходит в результате того, что большие массы денег оказались не у тех, у кого должны быть на самом деле. А поскольку эти денежные массы превосходят во много раз аналогичную ситуацию кризиса 1929 года, то нетрудно понять, что нынешний кризис продлится дольше своего предшественника. Скорее всего, не меньше 10 лет. Из этого следует, что не удастся отсидеться несколько месяцев до весны 2009 года, за которой по речам правительственных сказочников начнется уже подъем. На это может клюнуть лишь неисправимый легковер. Нефть пошла вниз. Расходы на оборону увеличиваются. Россия перестала быть самообеспечивающимся государством. Деньги уплыли в зарубежные банки. Казнокрадство не уменьшается, а растет… Перечислять можно до бесконечности все то, что говорит, что как раз России-то в этом кризисе может быть труднее всех. В преддверии кризиса она разорена в отличие от обросших жирком западных стран. Ну, да ладно, закончим несколько длинноватое, но необходимое вступление в ситуацию и займемся осмыслением того, что можно было бы предпринять для выживания в грядущие несколько лет. Итак, мы догадываемся, что спад покупательной способности неизбежен и, соответственно, производственный тоже. Стало быть, многие предприятия прекратят свое существование или снизят производство. Но ведь покупательская активность и потребителей товаров, и потребителей оборудования не может быть и никогда не будет нулевой. Здесь играет роль неизбежная необходимость в хотя бы минимальном жизнеобеспечении. Весь вопрос в том, как оказаться со своей продукцией внутри этого очень узкого, но не нулевого спроса? Вот для ответа на этот вопрос и были приведены в начале рассуждения Хазина. И ведь действительно, кризис или не кризис, а условия покупательского интереса всегда одни и те же. Покупают с большей интенсивностью то, что новее, качественнее и дешевле. И если до кризиса сбыть можно было все в любом количестве по причине высокого спроса, то при кризисе выживет тот, кто и в оборудовании, и в потребительских товарах будет предлагать новую, качественную, более дешевую продукцию по сравнению с теми, кто будет держаться не на новых разработках, а просто на накопленном потенциале. Итак, имеет смысл не сидеть и не ждать у моря погоды, а попытаться встать на волну спроса в кризисных условиях. Конечно же, для публики, имеющей интересы работников или работодателей в производстве оборудования для переработки пластмасс или в производстве товаров из пластмасс, любопытнее общих рассуждений был бы конкретный пример именно из их области интересов. Пусть будет так. Такой пример есть здесь: http://k200.ru/k200/roto/ Ротационная формовка пластмасс еще не набрала своего возможного потенциала, но уже как-то зависла на дороговизне, неподъемности оборудования и довольно узком применении технологии в товарах. Но вот как раз указанная идея словно специально всплыла именно тогда, когда вынужденно образуются потребности в новых, мало затратных технологиях, оборудовании и товарах, производимых этим оборудованием. Да, бывают очень продуктивные идеи возникающие стихийно как эта. Но бывают идеи и рожденные на заказ. Просто нужно учиться искать их потенциальных носителей. Вряд ли это типичные проектные организации. Статистика патентования говорит, что прирост эффективности от изобретений в профессиональной деятельности исчисляется долями и единицами процентов. А прирост эффективности от изобретений совершенных "не профессионалами" исчисляется десятками, сотнями и тысячами процентов. В России еще так и не освоились с фактом, что изобретатель тоже может быть профессией, как и инженер. А также трудно освоиться и с мыслью, что для производства, желающего выжить в условиях глубокого кризиса, может оказаться более выгодным обратиться к техническим спасателям, чем к финансовым. Почему так? Да просто потому, что изобретательская и инженерная деятельность совершенно разные вещи. Первый создает принципиальный сдвиг образования нового знания, а второй разрабатывает его практическое осуществление на базе существующих знаний. Разная работа, разные люди, разные способности, но один результат. Есть над чем подумать. Не очень долго, конечно. Кризис наступает на пятки… Андрей Басов, basoff@online.ru Polymery.ru
|