Российский рынок автокомпонентов в 2008 году вырос на 42%, достигнув 46 млрд. долл. До кризиса Национальная ассоциация производителей автокомпонентов (НАПАК) прогнозировала, что уже к 2010 году объем этого рынка превысит 55 млрд долл. Теперь в НАПАК говорят, что выйти на этот уровень возможно не ранее 2012 года. Тем не менее, эксперты полагают, что производители автокомпонентов ощутят на себе кризис не так остро, как автозаводы. Поскольку обновление автопарка приостановится, владельцам машин придется чаще покупать запчасти, чтобы ремонтировать свои автомобили, полагают они. Кроме того, из-за девальвации рубля продукция российских производителей автокомпонентов будет обходиться автозаводам дешевле иностранных аналогов. Объем первичного рынка автокомпонентов в 2008 году составил порядка 11,5 млрд. долл., вторичного — 34,5 млрд. долл., сообщил вчера на международной конференции AutoInvest президент НАПАК Алексей Ипатов. Около 56% поставок на вторичный рынок пришлось на запчасти для отечественных автомобилей, 44% — для импортных. Наиболее востребованными автокомпонентами вторичного рынка в прошлом году стали силовые установки и элементы шасси. Объем поставок этих деталей составил соответственно 8 млрд. и 5 млрд. долл. По мнению г-на Ипатова, то, что чаще всего менять приходится именно эти узлы, объясняется плохим качеством российских дорог. Ранее НАПАК прогнозировала, что к 2010 году объем российского рынка автокомпонентов превысит 55 млрд. долл. В связи с кризисом ожидается, что этот показатель будет достигнут не ранее 2012 года. Руководитель подразделения по оказанию услуг предприятиям автомобильной промышленности Ernst & Young Иван Бончев считает, что производители автокомпонентов почувствуют на себе кризис не так сильно, как автомобильные заводы. Владельцы автомобилей будут реже обновлять свой автопарк, говорит он. У использующихся сейчас машин срок гарантийного обслуживания истекает, растет их износ и, как следствие, потребность в ремонте и запчастях. Рост первичного рынка автокомпонентов также возможен в основном из-за требований по повышению уровня локализации производства, говорит г-н Бончев. Подобного мнения придерживается и вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас. Расположенный в этом регионе завод Ford повысил цены на автомобили меньше, чем другие производители, что связано с высоким уровнем локализации производства, отмечает он. Российские поставщики всеволожского завода менее зависимы от колебаний курса рубля. Вице-губернатор считает, что процесс импортозамещения продолжится, поскольку производство автокомпонентов в России будет обходиться дешевле, чем в других странах. В РФ средняя заработная плата на заводе, который занимается производством автокомпонентов, составляет 75% от уровня зарплат на автозаводе, в Европе этот показатель выше 85—90%, утверждает Григорий Двас. Ситуацией готов воспользоваться председатель правления «Объединенных автомобильных технологий» (ОАТ, входит в ГК «Ростехнологии») Владимир Аветисян. «Мы предлагаем иностранным производителям автокомпонентов создавать совместные предприятия. У нас есть производственные мощности (в структуру ОАТ войдет подразделение АвтоВАЗа, выпускающее автокомпоненты, а также еще восемь заводов по их производству. — РБК daily), персонал, — говорит он. — Мы готовы привлекать новые технологии и оборудование. Взамен этого иностранные компании получают доступ к производству автомобилей в России, в том числе на крупнейшем автозаводе — АвтоВАЗе». Вместе с тем сами производители автокомпонентов не настолько оптимистичны в прогнозах. «Мы осуществляли пробные поставки деталей на завод Ford, доля брака при этом была равна нулю, однако поставщиками компании мы все равно не стали», — недоволен председатель совета директоров «Интеркос IV» Борис Лазебник. С российскими производителями готова работать компания Suzuki. «Мы посетили несколько площадок компаний — кандидатов на поставку деталей для будущего завода Suzuki, и сейчас у нас есть представление, с помощью каких российских предприятий мы можем набрать 10% в сфере локализации производства», — сказал гендиректор компании «Судзуки Авто МФГ Рус» Сигэру Седзи. Минус 25% Объем продаж автомобилей в 2009 году составит около 2 млн единиц, полагает представитель Ernst & Young Иван Бончев. В прошлом году в России было продано 2,7 млн машин, таким образом, падение рынка составит около 25%. Сильнее упадут продажи коммерческих автомобилей. Традиционно такую технику покупают представители малого и среднего бизнеса, которые привлекают для этого кредиты. Из-за серьезного увеличения ставок автокредитов (по оценкам г-на Бончева, по сравнению с докризисным периодом они удвоились) покупка автомобиля стала намного затратнее. www.rbcdaily.ru |