В 2009 году в России может быть продано на 19% меньше автомобилей, чем в 2008 г., — таков официальный прогноз комитета автопроизводителей АЕБ. Если прогноз окажется верным, продажи будут ниже, чем в 2007 г.: тогда было продано 2,58 млн новых автомобилей (см. график). 2,4 млн машин — это усредненный показатель, полученный на основе прогнозов продаж всех моделей производителей, входящих в АЕБ, уточнил вице-председатель комитета, гендиректор «Фольксваген груп рус» Мартин Ян. «Мы точно не ожидаем роста продаж в России в 2009 г.», — говорит он. «Мы не можем точно прогнозировать, что будет даже через две недели», — признался глава представительства одного из европейских производителей. Главные факторы, от которых будут зависеть продажи, — каков будет курс рубля, как долго продлится действие повышенных таможенных пошлин на импортные машины и насколько доступны будут кредиты, говорит президент Ford в России Найджел Брекенбери. Из-за неопределенности Ford, например, перешел на ежемесячное планирование продаж и загрузки российского завода (ранее планы составлялись на полгода и год). Представители нескольких крупных производителей тоже признаются, что план продаж на 2009 г. продолжает обсуждаться. АЕБ получила от производителей по три прогноза, говорит топ-менеджер российского представительства крупного автопроизводителя. «Есть и другие прогнозы: что рынок снизится на 15% или на 40%. Думаю, наш прогноз реалистичен», — говорит Ян. Прогноз концерна Volkswagen «не очень отличается» от прогноза АЕБ, сказал Ян «Ведомостям». Негативный сценарий концерна, по его словам, предусматривает общие продажи около 2 млн автомобилей. Если ситуация с курсом рубля, таможенными пошлинами и другими факторами не изменится, прогноз в 2,4 млн может выглядеть «довольно оптимистично», считает Эберхард Керн, вице-президент ЗАО «Мерседес-Бенц рус». В «самом худшем случае» продажи могут сократиться до 1,5 млн автомобилей. Эксперт по автопрому Ernst & Young Иван Бончев считает возможным снижение продаж до 2 млн. По подсчетам топ-менеджера российского представительства крупного автопроизводителя, к середине января в наличии и на подходе находится около 300 000 автомобилей всех марок. «Их так или иначе придется вдавить в рынок», — говорит он. С учетом автомобилей, которые заказаны и находятся в производстве, оценка в 300 000 «похожа на правду», соглашается член правления «Автомира» Дмитрий Щучко. «С учетом невысокого прогноза спроса в I квартале это большой объем», — говорит он. КРИЗИС: шанс для российского автопрома По итогам прошедшего года Россия, похоже, превзошла Германию и стала крупнейшим автомобильным рынком Европы — около 3,17 млн проданных машин. С учетом импортированных подержанных автомобилей — а как их не считать? Это в Западной Европе такого явления практически не существует, а российский рынок ежегодно пополняют сотни тысяч б/у иномарок из Европы, Японии и США. Впрочем, мы оказались калифами на час: в условиях усугубляющегося кризиса продажи в России будут неуклонно снижаться. Пессимисты (или реалисты?) предсказывают, что в 2009 г. российский авторынок может сократиться на 50%. Но кризис дает шанс — возможно, последний — российскому автопрому. Ослабление рубля и реальных доходов населения вкупе с увеличением пошлин на импортные авто возрождает интерес к автомобилям российских брендов (по некоторым прогнозам, в 2009 г. машины отечественных марок увеличат долю рынка с 50% до 70%). Вот только что это будут за автомобили? Хватит ли у Renault и ее российских партнеров политической воли и денег, чтобы продолжать реформы на «АвтоВАЗе»? По собственному опыту общения с топ-менеджерами Renault могу сказать, что они понимают, что время «АвтоВАЗа» безвозвратно уходит и новые модели нужно запускать как можно скорее. Но обедневший российский покупатель будет готов довольствоваться и древней «классикой». Что выберут владельцы завода? Есть ли у Олега Дерипаски ресурсы, чтобы удержать на плаву ГАЗ, а у менеджеров автозавода — умение оптимизировать издержки, чтобы предложить конкурентную цену на Siber? Чтобы Siber стал для нижегородского завода новой «Газелью», а не повторил печальный путь Chevy Viva. Сможет ли «Соллерс» воспользоваться уникальным шансом и купить лицензии на производство автомобилей разорившегося SsangYong? Эта сделка может стать громче, чем покупка китайцами MG Rover: в том случае компаниям Nanjing и SAIC досталось не слишком новое оборудование и права на морально устаревшие модели, а «Соллерс» может за сравнительно небольшие деньги купить лицензию на новейшую платформу С200. Вопросов пока больше, чем ответов. Хочется быть оптимистом. www.vedomosti.ru |