13 января 2009 гендиректор и основной владелец ОАО "Соллерс" Вадим Швецов заявил, что "Соллерс" "намерен полностью перенести производство текущего модельного ряда корейской SsangYong в Россию". Это означает, пояснил он, что "Соллерс" готов выкупить у SsangYong права на производство тех моделей, которые сейчас собирает по лицензии: внедорожников Rexton II, нового Kyron и Actyon. Если сделка состоится, "Соллерс" сможет продолжить их выпуск "полностью независимо от корейской компании". Господин Швецов отметил, что у "Соллерса" уже есть опыт переноса в России производства иностранных моделей — коммерческого фургона Fiat Ducato (концерн Fiat прекратил его выпуск и продал права "Соллерсу"). Телефон штаб-квартиры SsangYong вчера вечером не отвечал, но в "Соллерсе" уточнили, что официального предложения концерну пока не делали. Как поясняют источники, близкие к "Соллерсу", идея покупки прав на внедорожники SsangYong родилась главным образом из-за того, что в условиях кризиса корейский концерн оказался в предбанкротном состоянии. В случае банкротства SsangYong "Соллерс" рискует остаться без машинокомплектов для сборки. Продажи SsangYong в 2008 году упали на 30% (в декабре — на 53%), а чистый убыток компании за девять месяцев 2008 года составил $72,4 млн. Основной владелец SsangYong — китайская SAIC (51,3%) выделила ей $45 млн помощи, но от дальнейшей поддержки отказалась. SsangYong уже приостановила производство, однако в "Соллерсе" говорят, что получают машинокомплекты со склада (на сколько их хватит, не уточняется). В 2008 году "Соллерс" собрал 14,8 тыс. внедорожников SsangYong на заводе в Татарии. "Соллерс" планирует выкупить у SsangYong оборудование для выпуска автомобилей и интеллектуальные права на модели, а также договориться с поставщиками о прямых контрактах. "Соллерс" уже создал мощности по сварке и окраске кузовов моделей Rexton II, Kyron и Actyon, поэтому из оборудования потребуется докупить только штамповку кузовных деталей, уточнил один из источников "Ъ". Выпуск этих внедорожников в Татарии локализован на 8-10% от стоимости машины по компонентам и на 27-28% с учетом мощностей по сварке и окраске. "Соллерс" сможет вносить изменения в конструкцию машин и продавать их под собственным брендом. Планирует ли "Соллерс" поставки на мировой рынок (в целом SsangYong в 2008 году продала 92,66 тыс. автомобилей), господин Швецов не уточнил. Сделка может стать первым примером того, как российский автопроизводитель покупает права на выпуск современного продукта без продажи акций иностранному автоконцерну, отмечает аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. Подобную сделку уже провела группа ГАЗ, купившая у американской Chrysler права на Sebring и продающая его под брендом GAZ Siber, но эксперты не раз называли этот автомобиль устаревшим (с момента запуска проекта в сентябре 2008 года продано не более 1 тыс. машин при проектной мощности 100 тыс. машин). В случае партнерства АвтоВАЗа и Renault или КамАЗа с Daimler речь всегда шла о том, что технологии передаются только в обмен на акции. Модели, права на которые намерен выкупить "Соллерс" (Rexton II, Kyron и Actyon), составляют основу модельного ряда SsangYong, отмечает член правления "Автомира" (дилер SsangYong) Игорь Кроливец. Если они отойдут "Соллерсу", SsangYong останутся лишь нишевые продукты: представительский седан Chairman и семиместный минивэн Rodius (импортируется в Россию). У SsangYong есть новая модель кроссовера C200, показанная осенью 2008 года, но для запуска его производства требуется финансирование. В то же время идею покупки прав на внедорожники у SsangYong Игорь Кроливец считает "необдуманной", потому что "в этом сегменте есть игроки посильнее: Mitsubishi Outlander, Suzuki Grang Vitara, Nissan X-Trail, а скоро появятся и Chevrolet Captiva петербургской сборки". Дилер добавляет, что покупатель, как правило, кредитовался под покупку внедорожников, поэтому кризис "не лучшее время для этого сегмента". В январе—ноябре 2008 года в России было продано 16,2 тыс. моделей SsangYong (22-е место), рост продаж составил 66%. Сумму возможной сделки с SsangYong источники не раскрывают, а аналитики оценить не берутся. АвтоВАЗ заплатил Renault €220 млн за права выпуска машины на платформе Logan и двигателя к ней. Господин Лямин полагает, что в случае с SsangYong "сумма может быть сопоставима или выше". Михаил Пак из ИФК "Метрополь" уточняет, что "Соллерс" может рассчитывать на дисконт из-за проблем SsangYong. Sollers запустит конвейеры в Татарстане 19 января Между тем в конце декабря 2008 президент Sollers Вадим Швецов говорил о планах компании остановить производство татарстанских площадок на время новогодних каникул "на две недели с 1 января". В Татарстане (ОЭЗ "Алабуга") Sollers производит автомобили марок Fiat, Isuzu и SsangYong. В пресс-службе компании отметили, что, несмотря на приостановку работы двух корейских заводов SsangYong из-за прекращения поставок им комплектующих, российское производство внедорожников данной марки продолжится. "Для нас отгрузки машинокомплектов продолжаются", - отметили в компании. Ранее сообщалось, что входящий в холдинг Sollers ОАО "Ульяновский автомобильный завод" ("УАЗ") с 25 декабря 2008 года по 9 февраля 2009 года приостанавливает сборку автомобилей в связи с корпоративным отпуском. По материалам www.kommersant.ru, www.e-vid.ru |