По итогам прошедшего, 2008, года в России было продано 622 тыс. автомобилей Lada, что на 6% меньше, чем годом ранее. Такие данные опубликовала пресс-служба АвтоВАЗа. Падение продаж произошло в первую очередь под влиянием финансового кризиса, из-за которого банки практически свернули программы автокредитования. Снизился и спрос на автомобили в целом. Общего падения автомобильного рынка в России пока не наблюдается. Более того, в минувшем 2008 году, несмотря на начавшийся финансовый кризис, российский рынок показал 15−процентный рост и вышел на второе место в Европе. По предварительной оценке аналитического агентства «Автостат», в целом по году на территории России было продано 2,78 млн новых автомобилей против 2,42 млн годом ранее (+14,9%). Объем авторынка Германии, несмотря на некоторое снижение, по итогам года превысит отметку 3 млн единиц и останется ведущим на европейском континенте. А вот Италию, Великобританию и Францию в нынешнем году Россия все же обошла, констатируют аналитики. Отметим, что за быстрорастущий российский рынок в последние годы шли настоящие «автомобильные войны». Практически для всех азиатских автопроизводителей Россия стала крупнейшим рынком сбыта своей продукции на Европейском континенте. Для многих европейских и американских компаний наша страна также являлась приоритетным направлением развития. За последнее время на территории России открылось несколько заводов по сборке иномарок. Об открытии новых дилерских центров в регионах России сообщалось почти каждый день. Сейчас их насчитывается уже более 2,5 тыс. По оценке аналитиков «Автостата», суммарная выручка российских автодилеров в 2008 году превысила 60 млрд долларов. Что же касается перспектив отдельных автопроизводителей, то здесь оценить ситуацию еще сложнее. Очевидно, в условиях падения доходов населения и резкого сокращения объемов автокредитования спрос будет смещаться в сегмент дешевых автомобилей, в том числе отечественного производства. Многие, кто планировал приобретение иномарки, будут вынуждены отказаться от нее в пользу той же Lada. Впрочем, как подчеркнул заместитель директора «Автостата» Сергей Удалов, оптимизм по этому поводу у маркетологов АвтоВАЗа должен быть умеренным. «Некоторая часть клиентов перетечет к вазовским дилерам от продавцов иномарок, но, с другой стороны, многие покупатели Lada и вовсе откажутся от приобретения машины в непростой период, так что однозначно сказать, что спрос на тольяттинские автомобили возрастет, нельзя», – отметил эксперт. Результаты 2008 года – наглядное подтверждение этому тезису. Снижение продаж все-таки произошло, несмотря на оптимистичные прогнозы президента АвтоВАЗа Бориса Алешина. Позитивно можно оценить разве что экспортную составляющую – в 2008 году по отношению к предыдущему году она осталась примерно на том же уровне и составила более 106 тыс. автомобилей Lada. Также стоит отметить, что автомобилей семейства Lada Kalina в минувшем году продано свыше 94 тыс. штук – на 19% больше, чем в 2007 году. Автомобили Lada Priora разошлись в количестве более 128 тыс. штук, что на 70 тыс. машин превышает показатель 2007 года. Таким образом, можно констатировать, что в структуре продаж автомобилей Lada все большую долю занимают новые разработки, рентабельность производства которых выше, чем у старых моделей. Возможно, это вкупе с мерами правительства РФ по поддержке отечественного автопрома (субсидирование кредитов на приобретение автомобилей, произведенных в России, повышение пошлин на импортируемые иномарки) поможет АвтоВАЗу аккумулировать дополнительные средства, столь необходимые предприятию для запуска в производство новых моделей, разработанных совместно с концерном Renault. КОММЕНТАРИЙ Михаил Лямин, аналитик Банка Москвы: - Темпы снижения продаж к концу года ускорились, что связано с двумя основными факторами: развитием финансового кризиса и существенным ростом продаж автомобилей в конце 2007 года. В декабре упали и продажи автомобилей семейства Kalina (–13%) и Priora (–2%). Относительно Priora стоит отметить, что столь незначительное снижение в большей степени обусловлено техническими факторами – машина начала производиться в марте 2007 года. www.expert.ru |