Качественные трансформации: перекосов не будет Сегодня игроки временят с детальными прогнозами развития ситуации. Тем не менее, учитывая некую консервативность рынка ТИМ, ясно одно: серьезных качественных трансформаций в ближайшее время не ожидается. Тренда в пользу менее эффективных материалов не будет точно. Другое дело, по мнению Сергея Маркова из Teplex застройщик (потребитель) усилит поиск более дешевых конструкций, применяя различные ТИМ в комплексе, обеспечивая заданный уровень эффективности, в тоже время стараясь сэкономить на их стоимости. Юрий Голубев (Dow) считает, что существенного отказа от дорогого ТИМ - XPS – не будет, так как на рынке уже сформировалось некое понимание ценности продукта. Более того, XPS сегодня активно продвигается в другие, «нетрадиционные» сферы (дорожное строительство). Кроме того, на рынке может сложиться конъюнктура, усиливающая преимущества полистирольных утеплителей перед волоконными. С одной стороны, имеет место снижение цен на полимеры (в частности, на полистирол общего значение). С другой – есть предпосылки к повышению цены газа и энерготарифов на внутреннем рынке. (Таким образом, «Газпром» намерен компенсировать потери от падения мировых цен). В результате производители той же энергоемкой минеральной ваты могут оказаться в еще более невыгодном положении относительно производителей EPS и XPS (особенно EPS). Но все же, как считает Сергей Марков, полистирольная изоляция, которая в общем объеме ТИМ не была «во главе угла» (XPS + EPS ~ не более 30% рынка), не «выдавит» волоконную. Отчасти это объясняется уже упоминавшемся консерватизмом рынка. Вытеснит ли стеклянная вата каменную? Опять же существенных изменений здесь не ожидается. На нашем рынке пока не сложилось понимание того, что базальтовое волокно вреднее для здоровья человека, нежели стекловата. Возможно ли широкое внедрение на рынок карбамидных пенопластов («Пеноизол», «Теплоизол» и др.)? Качественные карбамидные пенопласты дороже, нежели «традиционные» для рынка – полистирольные. Так что смысла продвигать в кризис такие продукты - нет. Но существуют из этой серии материалы, которые могут быть существенно дешевле (инвестиции в организацию их производства – тоже). По словам Сергея Маркова, купив подобный продукт один раз, никто не захочет больше применять в качестве ТИМ эту разработку отечественного ВПК, предназначенную для маскировки танков. Данный материал, дающий сильную термоусадку, как теплоизоляция просто нежизнеспособен (если только в отдельных очень узких нищах). Обобщая сказанное, подведем итог: существенных качественных трансформаций на рынке не предвидится. Как сказал Юрий Голубев: «Рынок в кризис не терпит резких шагов в сторону». «Кому щас легко?» По мнению участников рынка, тяжелее всего в индустрии ТИМ в кризис придется крупным и мелким компаниям. Крупным – из-за большого объема долговой нагрузки (кредитов, взятых на реализацию новых инвестпроектов) и отсутствия возможности работать «под заказ» или же загрузить линию на часть мощности (в случае, если производственные площадки компании разрознены). Возможно, компаниям (типа «Пеноплэкс», - прим. ред.) имеет смысл отказаться от некоторых линий, предложив оборудование банкам, у которых кредитовались. (См. публикацию Newchemistry «РЫНОК XPS: после войны – кризис»: http://newchemistry.ru/item.php?n_id=104) Мелким – из-за того, что у них часто нет технологических возможностей выпускать материал низкой плотности (речь идет применительно к рынку XPS) – соответственно, они потребляют больше сырья (полистирола). Хотя, факт падения цен на полимеры должен в определенной степени позитивно отразиться на их деятельности. В любом случае, мелким компаниям сегодня имеет смысл работать только «под заказ» (а не «на склад»). В меньшей степени пострадают от кризиса «средние» компании. К таким можно отнести (для российского рынка XPS): Dow, Ursa, Teplex, «Экстрол». Особенно, если для компании строительный рынок - не единственный, и она продвигает свои продукты и в других сегментах. В частности, компания Dow, говоря об отечественном рынке XPS в целом, в ближайшем 2009 году планирует даже увеличить свою долю на 1% (c 9 до 10%). Это произойдет как раз за счет продвижения продуктов в «новых сегментах» (дорожное строительство, ж/д, трубопроводы, аэропорты и др.) и, частично, схода с рынка мелких игроков. «Легче всего» придется – тем, кто успел уже окупить установленное оборудование и, соответственно, рассчитаться с кредиторами. В выигрыше окажутся те, у кого есть средства или доступ к ним. Каков уровень загрузки, позволяющий работать безубыточно? По словам Юрия Голубева (Dow) он составляет – 70%. По мнению Сергея Маркова (Teplex) возможно работать и на 50%. Чем меньше линия, тем более гибкий подход возможен к уровню загрузки. Лето-2009 для рынка ТИМ, по мнению Сергея Маркова, будет «очень жарким» - временем покупки активов и смены хозяев. То есть даже для этого консервативного рынка финансовый кризис выльется в новый передел собственности. «Все самое интересное – впереди». Newchemistry.ru С анализом российского рынка теплоизоляции Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок теплоизоляционных материалов в России». |