Российский рынок инженерных компаундов еще совсем недавно представлялся одним из самых перспективных и растущих сегментов в отечественной индустрии полимеров. До финансового кризиса оценки его годового роста были на уровне 20-25%. И по всем прогнозам, производителей ожидали весьма радужные перспективы… Дело в том, что в стране рос выпуск автомобилей (отечественных и зарубежных марок). Немалая доля здесь принадлежала мировым автоконцернам, открывающим в России свои сборорочные площадки. Это требовало, в свою очередь, развития отечественного производства автокомпонентов. Полимерные материалы для них (требуемого уровня качества) также осваивали и поставляли отечественные компании. Такой подход для автопрома обходился дешевле и эффективнее, чем их закупка по импорту (в частности, если сырье имелось на отечественном рынке). Да, далеко не каждая российская компания могла стать поставщиком, скажем для Volvo. Приходилось работать над рецептурой, испытывать, доказывать – на это уходило 2-3 года. В конечном итоге вопрос решался приемлемым соотношением «цена/качество»… Что при соответствующем научно-техническом потенциале, культуре производства и стремлении – вполне реально. Похожим образом дела обстояли и в других «конвейерных» сферах промышленности – например, в производстве бытовой техники, где бурно росли объемы инвестиций. _______________________________________________ Каникулы затягиваются Согласно официальному сообщению автозавода, в ОАО «АвтоВАЗ» принято решение о продлении нерабочих дней на две недели – до 30 января 2009 года включительно. «Ранее объявлялось о введении нерабочих дней 29 и 30 декабря 2008 года, а также 11, 12, 13, 14, 15 и 16 января 2009 года», – говорится в сообщении автозавода. Конвейер завода возобновит работу 2 февраля, так как 31 января и 1 февраля выпадают на выходные дни. Таким образом, каникулы на предприятии продлятся больше месяца – с 29 декабря по 2 февраля. Решение о порядке работы предприятия согласовано с профсоюзным комитетом ОАО «АвтоВАЗ». «Оплата работникам будет производиться соответственно с Трудовым кодексом РФ», – сообщает пресс-служба. Ранее сообщалось, что АвтоВАЗ рассматривает возможность остановки конвейера до 2 февраля из-за того, что поставщики не работают именно до этого времени. «Поставщики не то чтобы не хотят работать с нами, они просто не могут. И мы реагируем на это соответствующим снижением объемов. Дело в общей сложной ситуации, сложившейся на фоне финансового кризиса. Нам не платят, соответственно, мы не платим, поставщики не могут отдать кредиты банкам. Все идет по цепочке», – отмечают в компании. По материалам www.expert.ru ______________________________________________ По сути российской индустрии инженерных пластиков не нужно было изобретать «велосипед» - уникальные «инновационные разработки». Было необходимо освоить выпуск массовых продуктов, воспроизведя марочный ассортимент, внедренный в Европе еще 15-20 лет назад. Об этом еще летом 2008 порталу Newchemistry рассказал Михаил Львович Кацевман, директор по науке и развитию Группы «Полипластик», одного из крупнейших производителей и разработчиков инженерных пластиков в России и СНГ. Как же обстоят дела в декабре 2008? Как повлиял кризис на этот сегмент полимерной индустрии? Каковы прогнозы? Какие антикризисные стратегии компаний возможны? Какие полезные шаги может предпринять государство? – С подобными вопросами мы снова обратились к Михаилу Львовичу… М.Л. Кацевман, директор по науке и развитию групппы "Полипластик" - Как на сегодняшний день сказался кризис на индустрии полимерных компаундов, инженерных пластиков? - В первую очередь пострадало направление, ориентированное на автопром. Вы сами видите, что автозаводы останавливают конвейеры, отправляя на долгие каникулы своих сотрудников. АвтоВаз, КамАЗ, УАЗ… - в лучшем случае заработают в конце января 2009. Из-за затоваренного рынка сокращают объемы выпуска и зарубежные сборочные предприятия. Соответственно сокращаются потребности автопрома в полимерных материалах. И появятся они не раньше февраля, когда вновь заработают конвейеры. Говоря о нашем производстве, сегодня уже имеет место спад 15-20%. В следующем году он может увеличиться до 30-35%. При этом, замечу, что мы – в несколько лучшем положении, чем остальные (некоторые сократили выпуск в разы). Вот в сфере материалов для бытовой техники дела обстоят пока гораздо лучше. (В частности, “Полипластик» поставляет 70% полимерных компаундов для российских заводов компании Indesit.) Вероятно, здесь сказывается предновогодний потребительский ажиотаж. Производители, чтобы заполнить свои склады на период новогоднего спроса, спешно нарабатывают объемы. Но спад здесь будет однозначно – дело времени… - Опрашивая производителей автокомпонентов и участников рынка конструкционных полимерных материалов (для того же авопрома), Newchemistry сталкивался с тем, что они, с развитием кризиса, активнее начинают интересоваться пищевой более стабильной упаковкой… - Да, без сомнения, это рынок представляется более стабильным сейчас, нежели автопром. Но если туда ринуться все наши игроки, можно ли будет выжить за счет его, и что в результате получится? – вот это вопрос. Не считаю его каким-то «спасательным кругом». Полагаю, что сегодня есть другие более надежные и эффективные пути и механизмы. И они – в руках государства… - Вы имеете ввиду госзаказ? - Да, госзаказ может частично спасти производство инженерных пластиков в России. У нас есть все возможности для выпуска широкой номенклатуры для обороны, МЧС и пр. госцелей… Но государству здесь не главное помочь, но и не навредить… По нашим сведениям, ряд крупнотоннажных производителей выходят с предложениями в правительство о защите рынка – повышением таможенных пошлин на ввоз ряда крупнотоннажных базовых полимеров (полипропилен, полипропилен, полистирол и т.д.). Если такое случится, это будет контрольный выстрел по тем переработчикам пластмасс. Значительно упадёт качество и вырастет цена готовой полимерной продукции, снизится количество высокотехнологичных продуктов. Должен сказать, это сегодня может погубить российскую переработку пластиков. Практически все компаунды у нас выпускаются с помощью импортного сырья или добавок. В кризис это будет еще один удар по отрасли. Другой его отголосок в том, что мировой бизнес в ответ на наши таможенные барьеры начнет предпринимать свои шаги. И наши импортеры (существующие и потенциальные) не смогут воспользоваться выгодной ситуацией, когда курс евро растет относительно рубля… - Ваш прогноз по поводу развития кризиса? Кому придется хуже/лучше? - Самое тяжелое время, как я говорил уже, еще впереди. Следующая весна будет довольно тяжелая. После НГ спад в среднем по нашей отрасли достигнет 30-35% (по нашей компании – в меньшей степени). Но это ни в коем случае нельзя называть катастрофой. Да сокращение, спроса, производства, персонала – но не катастрофа. Это время сделать бизнес и экономику в целом эффективнее. Хуже всего придется, конечно, мелким компаниям, взявшим кредит на новое оборудование, вложивших средства в новые проекты, которые только-только запустились и еще не окупились. Крупным компаниям, имеющим возможность работать по нескольким направлениям, диверсифицировать производство – естественно, легче. Я надеюсь, что кризис не превратится в коллапс экономики. А всего лишь закалит ее, сделает наш бизнес эффективнее, гибче, устойчивее. www.Newchemistry.ru |