Сокращение объема заказов автозаводов ударило и по производителям компонентов. Нижегородские предприятия по выпуску автокомплектующих принимают антикризисные меры – от сокращения персонала до диверсификации производства. По оценке ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, в ноябре объем продаж отечественных и иностранных легких коммерческих автомобилей снизился по сравнению с августом на 18−22%. Главный нижегородский автопроизводитель – «Группа ГАЗ» — в октябре прекратил выпускать нерентабельную легковую «Волгу» и периодически останавливает главный конвейер по сборке легких коммерческих грузовиков. По данным облправительства, за десять месяцев 2008 года производство ГАЗа в этом сегменте сократилось на 10% из−за снижения спроса, недоступности автокредитов и лизинга. ГАЗ ожидает, что к январю емкость рынка и, соответственно, объем продаж упадет в общей сложности на 30% по сравнению с началом 2008 года. После новогодних каникул на ГАЗе могут ввести трехдневку и начать прямые продажи, минуя склад, строго по заявкам автодилеров. Неудачным оказалось время и для вывода на рынок новой модели Горьковского автозавода – Volga Siber: по словам председателя правления «Группы ГАЗ» Сергея Занозина, в связи с кризисом до конца 2008 года будет собрано 3−4 тыс. машин вместо запланированных 10 тыс. В сложном положении оказались и поставщики комплектующих. В Нижнем Новгороде автокомпоненты производят около 80 предприятий, большинство из которых создавалось еще в советское время для поставок на Горьковский автозавод. Поэтому ГАЗ по-прежнему остается для них главным клиентом. Председатель совета производителей автокомпонентов, замгенерального директора Торгово-промышленной палаты Нижегородской области Александр Ватолин считает, что не более 20 компаний способны войти в программы локализации иностранных автозаводов в России. Непременное условие для этого – сертификация производства по международному стандарту ISO 9000 и отраслевому автомобильному стандарту ISO/TS 16949. Кроме того, существуют стандарты отдельных производителей, порой более жесткие, чем отраслевые. Большая часть нижегородских автокомпонентщиков даже не приступала к сертификации и конкурировала до сих пор только ценами. Работая на пределе рентабельности, такие предприятия сегодня первыми стали испытывать проблемы с финансированием производства. Но и продвинутые компании, работающие на сборочные конвейеры, из-за проблем со сбытом вынуждены сокращать объемы производства. Так, группа компаний «Автокомпонент» (специализируется на производстве пластиковых деталей автомобильного интерьера и экстерьера), по оценке ИК «Брокеркредитсервис», с октября снизила ежемесячный выпуск комплектующих примерно на 50% вслед за падением показателей основного потребителя – Горьковского автозавода. С начала года «Автокомпонент» будет вынужден отправить в административный отпуск с сохранением двух третей зарплаты 300 человек из 1,2 тыс., а к весне, возможно, на производстве останется 700 работников, признал генеральный директор управляющей компании «Автокомпонент» Олег Зайцев. Трудности со сбытом испытывает и другой поставщик ГАЗа – компания «Технопласт» (производит пластиковые детали интерьера, 100% акций принадлежат концерну Magna). Канадский производитель автокомпонентов приобрел нижегородское предприятие в расчете на запуск Volga Siber на базе платформы Sebring, поскольку является крупным поставщиком комплектующих для Crysler. Помимо ГАЗа «Технопласт» является поставщиком и других автозаводов: в сентябре 2006 года компания создала совместное предприятие с французским производителем автокомплектующих Faurecia — «Форесия технопласт аутомотив», — которое выпускает для Renault сборки «Автофрамоса» передние и задние бамперы, обивку дверей и передние панели приборов. Сейчас «Технопласт», по словам его генерального директора Алексея Солдатенкова, пытается расширить круг потребителей для полной загрузки мощностей и для этого проводит локализацию компонентов для российских производств Ford и Volkswagen. «Автокомпонент» рассчитывает вернуть своих работников к лету, начав выпуск зеркал заднего вида для Renault и Fiat Ducato в рамках совместного предприятия с испанской Ficosa. Производство головой мощностью 12 тыс. зеркал и стоимостью 50 млн евро планируется запустить в эксплуатацию в 2009 году. По словам Олега Зайцева, делается ставка и на сотрудничество с АвтоВАЗом: компания готова поставлять зеркала для люксового варианта «Лада Калина» и планирующихся автомобилей на базе ВАЗ-2116 и Renault. «Автокомпонент» диверсифицирует не только сбытовую базу, но и производство, выходя за отраслевые рамки. Сейчас ведутся переговоры с BSH Bosch und Siemens Hausgerate (Санкт-Петербург, производят стиральные машины Bosch) и кировский «Вестой» (выпускает стиральные машины Candy) о поставках элементов корпуса, а с РЖД – о производстве деталей интерьера и экстерьера для вагонов и вокзалов. Эти проекты в самой компании считают вполне осуществимыми. Наряду с этим рассматриваются перспективы участия «Автокомпонента» как партнера Ficosa в производстве компонентов интерьера и экстерьера для самолетов Airbus. Летом компания Alestis Airspace, созданная при 60%−ном участии Ficosa, выиграла тендер корпорации Airbus на поставку фюзеляжных обтекателей для новой модели Airbus A350 XWB. Стоимость контракта оценивается примерно в 1 млрд евро, а инвестиции Alestis в производство – в сумму 200 млн евро. Теоретически часть производства компонентов может быть размещена на площадке нижегородского партнера Ficosa, однако аналитики скептически оценивают перспективы такого проекта. Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает надежды на участие в крупных международных и национальных проектах вообще призрачными: круг их поставщиков уже сформирован и вклиниться в него невозможно. Кроме того, порядок изготовления и сертификация авиационных деталей гораздо более строгие, чем в автопроме, поэтому такой вариант диверсификации для производителя автокомпонентов вряд ли целесообразен. Вице-губернатор Нижегородской области Виктор Клочай, подводя предварительные итоги работы регионального промышленного комплекса в 2008 году, сообщил, что правительство разработало комплекс мер по целевой поддержке ведущих отраслей. В автопроме, по его мнению, сегодня важно восстановить платежеспособный спрос, который будет стимулировать производство как автомобилей, так и комплектующих. Для этого власти региона ведут переговоры с банками об увеличении объемов кредитования дилеров и населения. Кроме того, правительство лоббирует финансовую поддержку ГАЗа со стороны федерального центра: пополнение оборотных средств необходимо для восстановления расчетов с поставщиками и бесперебойной работы основного производства. КОММЕНТАРИЙ: Татьяна Арабажи, директор Национального агентства промышленной информации Russian Automotive Market Research: - Мне кажется, производители комплектующих, ориентированные на конвейеры автозаводов, совсем упустили из виду такой обширный и стабильный сегмент как рынок автозапчастей. Если емкость первичного автомобильного рынка в 2008 году оценивается в 9,5 млрд долларов, то вторичный существенно больше — 23 млрд долларов. Мы уже убедились: когда встают конвейеры, следом останавливается производство поставщиков автопроизводителей. А рынок запчастей при этом не стагнирует. В условиях кризиса все производители заняты снижением издержек и считают освоении новых рынков сбыта несвоевременным. Действительно, выход на рынок запчастей потребует финансовых вложений в маркетинг, создание собственной сбытовой структуры или интеграцию в действующие сети. Но если жить не только сегодняшними проблемами, а думать о развитии бизнеса в будущем, то искать новые точки опоры никогда не поздно. Сегодня такие усилия позволят загрузить мощности и сохранить коллектив специалистов, в будущем – получить новое высокодоходное направление бизнеса. По материалам www.expert.ru |