Строительство стало первой жертвой финансового кризиса. Рикошетом кризис в строительстве ударил по производителям всей номенклатуры стройматериалов, в том числе и кровельному рынку. О сложившейся ситуации на рынке кровельных материалов в интервью «Пульсу цен» рассказал Владимир Марков, директор по стратегическому развитию корпорации «ТехноНИКОЛЬ» (Москва). Владимир Марков, «ТехноНИКОЛЬ»: В целом мы ожидаем нулевой рост строительного рынка в 2009 году, хотя по ряду сегментов возможно и падение в 10-20%... - Владимир Валерьевич, какова сейчас ситуация на российском рынке кровельных материалов: динамика, доли основных игроков, уровень конкуренции? - Ситуация пока еще стабильная, но влияние кризиса ощущается все сильнее. Уровень конкуренции на нашем рынке стабильно высокий. Но мы не видим серьезных угроз для нашей доли на рынке, и не стали бы прогнозировать существенную перестановку сил и долей в 2009 году. - Если сравнивать итоги 2007 года и первое полугодие 2008-го, каково на рынке положение вашей компании? - Первое полугодие прошло весьма оптимистично, был рост продаж по сравнению с 2007 годом. Сейчас идет тренд на понижение. - Насколько серьезное влияние на кровельный рынок падение темпов строительства оказывает текущий финансовый кризис? - Несомненно, кризис коснулся и нашей сферы деятельности. Его влияние мы ощущали практически весь год. Прежде всего, это касалось поставок материалов на новое строительство: многие новые крупные объекты были заморожены, или перенесены минимум на 2009 год. При этом в следующем году мы ожидаем усугубления этих тенденций. Так, например крупнейшие российские девелоперы и заказчики уже объявили о полной или частичной остановке разработки новых проектов. А если в результате кризиса пострадают доходы населения, что более чем вероятно, то спад ожидается и в секторе частного и малоэтажного строительства. В целом мы ожидаем 10-20% снижения строительного рынка в 2009 году Мы готовимся к этому: все инвестпрограммы у нас сейчас приостановлены и отложены минимум на полгода. Одновременно ведется работа по оптимизации затрат компании. Как бы ни был плох кризис, но это отличная возможность очень плотно позаниматься качеством и эффективностью нашей работы. - К слову, насколько актуальна проблема качества для рынка кровельных материалов? - Качество кровли зависит от двух составляющих – качества самих материалов и их правильного монтажа. Каким бы современным и высокотехнологичным ни был материал, все его достоинства сходят на нет, если нарушается технология его укладки, не соблюдается технология подготовительных работ. Например, требование к укладке рулонных наплавляемых материалов в два слоя не надо рассматривать, как стремление производителя продать как можно больше своей продукции. Два слоя – страховка от некомпетентного или недобросовестного субподрядчика, который не может сделать качественный шов. А на рынке, и в нашем ассортименте есть материалы, которые по физико-механическим характеристикам сравнимы с двумя слоями двухслойных материалов. Достаточно распространенная ошибка при ремонте и устройстве новой кровли - укладка гидроизоляционного слоя на влажное основание (например, поздней осенью, в условиях авральной подготовки к зиме – бюджет выделили в последний момент или еще что-то). Весной начинаются суточные колебания температуры, кровля начинает «дышать», в результате кровельный ковер постепенно разрушается. Впрочем, в России существует и проблема использования некачественных материалов, особенно в регионах. Там до сих пор в ходу морально устаревшие рубероид и пергамин, имеющие органическую основу, хорошо подверженную гниению. По моему мнению, упомянутые факторы как раз и служат причиной для появления негативных рекламаций. Совсем другая ситуация на рынке кровельных полимерных мембран. По мнению подрядчиков, постоянно работающих с нашим материалом, в случае с полимерными мембранам вопрос стоит не в качестве материалов, а в привычке работать с определенной торговой маркой. Очень важный фактор - стабильность физико-механических свойств материала: настроившись на работу с одной партией, подрядчику тяжело перестроиться на работу с другой партией материала. - С нового года строительная отрасль переходит на саморегулирование. Одна из функций строительных СРО – разработка строительных норм, в том числе и по кровле, гидро- и теплоизоляции и т.п. Ожидаете ли вы каких-то сюрпризов с этой стороны? Какое участие ваша компания принимает в деле их разработки, учитывая ее достаточно большой научно-исследовательский и проектный потенциал? - Никаких сюрпризов мы не ожидаем, поскольку активно сотрудничали и сотрудничаем со всеми заинтересованными в этом вопросе сторонами и намереваемся активно участвовать в разработке новых норм. Менеджмент «Корпорации ТехноНИКОЛЬ» регулярно принимает участие в разработке отраслевых регламентов. Актуальность подобного нормотворчества сегодня ни у кого не вызывает сомнений: российская нормативная база в области строительства устарела и уже не может эффективно контролировать качество материалов и строительных работ. Необходимо создать новые строительные стандарты, соответствующие современным строительным материалам и технологиям. - Как меняется соотношение основных видов кровельных материалов (например, с развитием малоэтажного строительства)? Какие в связи с этим изменения в производственной политике основных производителей можно отметить? - Малоэтажное домостроение в последнее десятилетние стало одним из наиболее интенсивно развивающихся сегментов рынка. Среди причин этой тенденции, как правило, называют в первую очередь увеличение благосостояния населения. Однако не меньшую роль здесь играют значительный рост цен на городские квартиры в многоэтажных домах. В развитых странах на долю индивидуальных домов приходится от 60 до 90 % всего рынка жилья. Теперь и в России решили развернуть массовое строительство коттеджей. Рынок малоэтажного строительства развивается в двух направлениях: во-первых, элитное загородное жилье. Во-вторых, строительство быстровозводимых домов эконом-класса в рамках программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Первая тенденция больше характерна для Московской и Ленинградской областей, вторая – для регионов. Строительство малоэтажного жилья «эконом-класса» является доминирующем в целом ряде регионов – в Южном федеральном округе (69,7 % от общего ввода жилья), в республиках Адыгея, Алтай, Бурятия, Дагестан, в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе (более 70 %) и др. К слову, и в Подмосковье, где долгое время поселки «эконом-класса» были в дефиците, их доля только за последний год увеличилась почти в два раза. По официальным данным, потребность населения в жилье, расположенном вблизи крупных городов, в небольших городах и поселках, в сельской местности составляет порядка 400-500 млн. кв. м. Это дает основание прогнозировать стабильный рост сегмента малоэтажного строительства. При этом увеличение доли эконом-класса предполагается до уровня 40–50 % от общего числа вводимых площадей. Соответственно растут объемы производства и импорта материалов для скатных кровель, которые применяются в коттеджном и малоэтажном строительстве. Если говорить о плоских кровлях, можно отметить развитие сегмента полимерных кровель. На рынке материалов для плоских кровель 97% приходится на битумные и битумно-полимерные материалы. Постепенно растет российский рынок полимерных мембран, сейчас он составляет 3 %. Полимерные мембраны – продукт новый, рынок ограничен, но активно набирает обороты. По этой причине, мы в этом году отрыли первый в России завод по производству ПВХ-мембран полного цикла. - Каковы перспективы рынка кровельных материалов в России? - В 2009 году, скорее всего, произойдет сжатие рынка на 10-20%. Затем два-три года будет идти процесс восстановления. Ну, а дальше пока заглядывать бессмысленно. www.pulscen.ru |