Химическое сообщество мира взбудоражено введением в Евросоюзе Регламента REACH (Registration, Evaluation and Authorisation of Chemicals) – регламента по регистрации, оценке, выдаче разрешений и ограничению производства, размещения и использования химических веществ. В зону действия REACH попадают все химические вещества, которые производятся, импортируются, размещаются на рынке или используются внутри Евросоюза, как сами по себе, так и в смесях или изделиях. До настоящего времени в странах ЕС зарегистрировано около 100 тысяч химических веществ (так называемые «существующие» вещества, которые присутствовали на рынке до сентября 1981 года и были зарегистрированы в реестре EINECS). Вещества, появившиеся на рынке ЕС после сентября 1981 года, считаются «новыми» веществами. «Существующие» и «новые» вещества должны будут пройти через одинаковые процедуры оценки их воздействия на организм человека и природу. Отмечающееся в мире внимание к европейскому регламенту REACH вызвано тем, что он окажет влияние и на компании стран вне блока ЕС, осуществляющие экспортные поставки своей продукции на его рынок и потребляющих химические товары, произведённые в Евросоюзе. В том числе регламент REACH отразится на деятельности российских предприятий, поставляющих в ЕС или закупающих в странах Сообщества продукцию, содержащую химические вещества. Так что же такое REACH? Какова цель введения этого регламента? Кто инициатор системы, затрагивающий интересы мирового бизнеса? REACH – это объективная потребность общества использовать безвредные для человека и природы химические вещества. Вместе с тем, не смотря на столь гуманную цель, данное законодательство является в некотором роде искусственным барьером внешнеторгового обмена химической продукцией, что противоречит основному принципу ВТО – свободной торговли без искусственно созданных ограничений. Отсюда – ущемление интересов бизнеса, негативное восприятие регламента со стороны многих производителей, экспертов, дистрибьюторов. Регламент REACH вводит терминологические различия между исходными веществами, полуфабрикатами и готовой продукцией. Он регулирует производство, применение и импорт только исходных веществ, но не полуфабрикатов и готовой продукции. В Регламенте REACH пластмассы вынесены в группу готовой продукции и, казалось бы, российские экспортёры пластмасс и пластмассовых изделий могут не волноваться. Вместе с тем, потребительские качества пластмассам придают определённые добавки – пластификаторы, стабилизаторы УФ, антипирены, антиоксиданты, антистатики и др., т.е. российские производители и переработчики пластмасс всё равно не избегут проблем, связанных с REACH. Проблемы связаны как с техническим исполнением требований REACH, так и с дополнительными материальными затратами. По данным западных компаний затраты на тест вещества по его химической безопасности (REACH-тест) составляют: Годовой объём производства | Затраты, тыс. евро | До 10 тонн | 38 | 10-100 тонн | 190 | 100-1000 тонн | 780 | Свыше 1000 тонн | 880 |
При отмеченных затратах стоимость единицы продукции может возрасти на 6 – 20-%, т.е. продукция, до настоящего времени закупаемая в ЕС по причине отсутствия отечественного производства будет дороже. Это важный и чётко прогнозируемый фактор, который может негативно отразиться на конкурентоспособности российских пластмасс и изделий из них не только за рубежом, но и на внутреннем рынке, поскольку именно в Евросоюзе закупается широкий спектр химикатов-добавок для пластмасс. Важно уяснить, что регламент REACH затрагивает всю цепочку, сопровождающую продукт от производителя до потребителя. В области переработки пластмасс цепочка ответственности включает в себя все стадии технологического цикла «от сырья до готовой продукции», т.е. охватывает производителей основных исходных материалов и добавок, импортёров, производителей компаундов и матричных смесей, литьевые и экструзионные производства, а также предприятия по переработке отходов. Таким образом, перерабатывающие предприятия также будут вынуждены включиться в процесс. Регистрации химических веществ, причём по правилам REACH импортёр приравнивается к европейскому производителю и, следовательно, несёт те же обязанности. При экспорте в ЕС полимера (или продукции, его содержащей) экспортёр должен будет представить регистрацию в Европейское Химическое Агентство (ЕХА) для мономерного вещества (или веществ), из которого данный полимер состоит, и которое не было ранее зарегистрировано в ЕС в его цепи поставок, если соблюдаются следующие условия: 1. Полимер содержит 2% в весовом соотношении или более такого мономерного вещества или других веществ в форме мономерных звеньев и химически связанных веществ; 2. Общее количество такого мономерного вещества или других веществ достигает 1 тонну в год и более. Кроме того, если мономерное вещество будет отнесено к разряду особо опасных, то производители подпадают под требования получать разрешение на производство и поставку на рынок ЕС своей продукции. С 1 июня 2008 года в рамках реализации регламента REACH началась предварительная регистрация химических веществ, которая завершится 1 декабря 2008 года. После завершения этой процедуры для всех видов химической продукции, не прошедшей регистрацию, доступ на рынок ЕС будет закрыт. В этих условиях для российского рынка полимеров и изделий на их основе может возникнуть весьма сложная проблема. Имеется в виду вероятный поток не регистрированных или «забракованных» в ЕС товаров, изготовляемых на мелких предприятиях Китая и Индии, причём, весьма допустима демпинговая тактика «захвата» рынка, что, естественно, ослабит позиции российских производителей. По материалам доклада на конференции «Экологические проблемы производства, использования и утилизации пластмасс», 28 октября 2008, Москва, Экспоцентр. Выставка «Индустрия пластмасс-2008». Автор: В.А. Гавриленко, зав. отделом ОАО «НИИТЭХИМ», к.х.н. www.Polymery.ru |