Вслед за европейским автопромом, кризис добрался до еще одного сектора реальной экономики – химической промышленности. Крупнейший в мире химический концерн BASF сообщил, что вынужден остановить или резко сократить производство в ста восьмидесяти своих филиалах по всему миру. О том, что мировой финансовый кризис постепенно переходит в экономический, предупреждали многие специалисты. Когда залихорадило европейскую автомобильную промышленность – экономистам стало ясно, что этим дело не кончится, сокращение производства неизбежно затронет, как минимум, сопряженные с автопромом отрасли. Так и произошло: химический концерн BASF, специализирующийся, помимо прочего, на обслуживании автомобилестроения, стал очередной жертвой кризиса. Как сообщил в Людвигсхафене его руководитель Юрген Хамбрехт, руководство фирмы было вынуждено принять решение об остановке производства на 80-ти заводах по всему миру. Еще 100 предприятий BASF сократят выпуск продукции до минимума – кризис не позволяет компании сохранять нынешний уровень производства. Для персонала концерна это означает одно – угроза увольнения или, в лучшем случае, длительный вынужденный отпуск. Только в родном городе компании BASF, Людвигсхафене, в скором времени не смогут выйти на работу пять тысяч сотрудников, всего же фирма намерена уволить 20 тысяч человек – это примерно пятая часть работающих сегодня. Как заявил Хамбрехт, «BASF вынужден готовиться к трудным временам». Немецкое правительство сигнализировало о своей готовности прийти на помощь химическому гиганту. Михаэль Глосс, министр экономики ФРГ, подчеркнул: «Конечно же, мы готовы оказать поддержку любому концерну, чья деятельность столь важна как для Германии, так и для всего мира. Банковский стабилизационный пакет этого не предусматривает, но правительство в состоянии рассмотреть и иные варианты». Тем не менее, руководство компании BASF на данный момент от помощи... отказалось. Более того, оно подвергло критике действия как немецкого правительства, так и Евросоюза: по мнению Юргена Хамбрехта, предоставление упрощенного доступа к кредитам исключительно банковскому сектору было совершенно неправильным решением, дискриминирующим реальные сектора экономики. В своем выступлении он подчеркнул, что BASF, несмотря ни на что, в состоянии справиться со своими проблемами, однако он не понимает, почему руководители европейских стран предпочитают помогать только банкирам. Впрочем, его критика несколько запоздала: правительство Германии в данный момент готовит предложения по второму стабилизационному пакету, предназначенному уже для реальной экономики. Да и на европейском уровне наблюдается некоторая подвижка: слухи о том, что ЕС вот-вот примет пакет помощи производственным фирмам, размером в 130 млрд евро, в ближайшем будущем могут превратиться в официальные сообщения. Еще один печальный пример глобализации: как известно, концерн BASF является одним из крупнейших иностранных инвесторов на российском рынке. Сколько миллионов евро его инвестиций могут «уплыть» из России в связи с кризисом и сколько рабочих мест окажутся потерянными – не пытался подсчитать еще никто. Впрочем, «тяжелые времена», к которым готовится BASF и его шеф Юрген Хамбрехт, наступают не только для этой фирмы. Вся европейская химическая промышленность уже сейчас страдает от катастрофического падения спроса – и, таким образом, от перепроизводства своей продукции. К примеру, основной конкурент BASF, концерн Dow Chemical, без громких объявлений «уполовинил» уровень своего производства на многих предприятиях, в том числе и на одном из крупнейших своих заводов в немецком Штаде. Однако, здесь сотрудники не были уволены: концерн надеется, что сможет перестроиться без того, чтобы выбрасывать людей на улицу – в этом стремлении его можно лишь поддержать. А знаменитый концерн Bayer из Леверкузена свернул инвестиционную программу объемом в 100 млн евро для одной из основных своих фабрик в Брунсбюттеле. По мнению специалистов, ситуацию в химической промышленности Европы можно разделить условно на две части. Основные проблемы приходятся на долю предприятий, напрямую связанных с автостроителями. Каждый четвертый их работник находится под угрозой увольнения. Некоторые мелкие предприятия этого сектора попросту закрылись, те же, кто покрупнее, готовятся, как минимум, отправить своих сотрудников в вынужденный отпуск. А экономисты уже сейчас задаются вопросом: какая отрасль производства окажется следующей жертвой кризиса? www.rosbalt.biz |