СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА Лэндон Феллер / Хьюстон Североамериканский рынок ПЭТ, используемого в производстве бутылок, достигает стадии насыщения. В 2008 году рост составил 1-3%, а в долгосрочной перспективе рынок будет расти в среднем на 3-4% в год. Эти данные примерно соответствуют традиционным темпам роста, примерно вдвое превышающим увеличение ВВП США в течение 1980х и 1990х годов. Согласно оценкам производственные мощности загружены на 90%, и при этом темпы роста, достигавшие в Североатлантическом регионе свободной торговли 250,000 тонн в год в 2005 году, сократились до приблизительно 175,000 тонн в год. В период своего зарождения индустрия ПЭТ захватила существенную долю отраслей алюминия и стекла, и в настоящее время она сталкивается с проблемами, которые имеют отношение к низкому весу бутылок и расширяющемуся применению переработанного ПЭТ в областях продуктов питания и напитков. Негативное восприятие пластиков общественностью и снижение популярности сладких газированных напитков среди потребителей также указываются как угрозы дальнейшему росту. Несмотря на существование данных проблем, североамериканские производители видят положительные перспективы, поскольку ожидается, что в ближайшие несколько лет мировой рынок ПЭТ перейдет к разделению каналов снабжения и продаж по регионам. Среди современных стратегий поддержания конкурентоспособности используется диверсификация с целью проникновения на новые рынки, покупка или возведение активов, а также разработка новых технологий. В начале сентября 2008 года цены на ПЭТ в Северной Америке достигали пиковых показателей 80х годов, которые составляли 90 центов за фунт ($1,900-2,000 за тонну), что примерно на 25% выше, чем средние сентябрьские контрактные цены на ПЭТ в течение предыдущих 10 лет. Рыночные ожидания заключались в том, что цены на ПЭТ по-прежнему будут изменяться под влиянием ситуации на рынке сырой нефти, поскольку они связаны с сырьевыми материалами параксилол (PX) и моноэтиленгликоль (MEG). ЕВРОПА Эдвард Кокс/Лондон Серьезнейшее ценовое давление и низкий спрос на полиэтилентерефталат (ПЭТ), используемый в производстве бутылок, стали причиной неудачного летнего пикового сезона для производителей, столкнувшихся со снижением ставок и пришедших к пессимистичным краткосрочным прогнозам. В период между мартом и июнем верхний сегмент контрактных цен на очищенную терефталевую кислоту (PTA) повысились на 13%. Тем не менее, тенденция не распространилась на цены для ПЭТ, поскольку общая экономическая нестабильность в Европе подавила спрос потребителей на материал, используемый в производстве бутылок, и в результате предложение превысило спрос. В любом случае, в сентябре сообщалось, что производительность достигает 50-70%, при этом Artenius, подразделение базирующейся в Испании компании La Seda de Barcelona, действующее на рынке ПЭТ, прекратило производстве на своем участке мощностью 160,000 тонн в год, расположенном в Сан-Роке, Испания, указывая на плохие рыночные условия. В октябре значительных улучшений не ожидается. Мелкие производители больше всех пострадали от рекордных цен 2008 года на сырьевые материалы и энергию. Например, единственный во Франции производитель ПЭТ компания Tergal Industries возобновила поиски покупателей после того как влезла в долги и вынуждена привлекать внешнего администратора к подписанию всех платежных поручений. Европейские распространители возлагают большие надежды на новые производственные мощности, возводимые на Среднем Востоке, которые могли бы обеспечить поставки в Европу. Компания Octal с головным офисом в Омане должна запустить до завершения 2008 года в Мускате, Оман завод с производственной мощностью 300,000 тонн в год. К 2010 году планируется расширение его мощности до 500,000 тонн в год. Планируется, что Европа станет одним из ключевых регионов сбыта материала. «Мы ожидаем, что в 2009 году на Среднем Востоке будет дополнительно производиться 350,000 - 400,000 тонн ПЭТ», - говорит ведущий европейский производитель. «Маржа в Европе ужасно низкая, и места для нас всех не хватает». Это серьезные цифры: по паспорту собственные мощности Европы составлять немногим больше 3 млн. тонн в год. Покупатели ищут возможности импорта по умеренным ценам, особенно на Среднем Востоке и в Пакистане. Данный фактор будет и в дальнейшем оказывать давление на ценообразование внутри Европы. С учетом иностранной конкуренции, высоких местных цен на сырье и отсутствие вертикальной интеграции в Европе ожидается дальнейшая консолидация рынка. Два мировых лидера в области ПЭТ - Indorama, Джакарта и La Seda de Barcelona – рассматривали одну из форм интеграции ранее в этом году. Все большую долю рынка занимает новая продукция, на 100% изготовленная из переработанного ПЭТ. При этом в области переработки лидером среди пластиков является ПЭТ – объемы сбора материала в Европе удвоились в 2006-2007 годах. На начальных этапах это вызывало беспокойство у производителей ПЭТ, но данный фактор перекрывался более обременительными факторами. ЮЖНАЯ АМЕРИКА Лэндон Феллер/Хьюстон Южноамериканские рынки ПЭТ демонстрировали потенциал для устойчивого роста, однако экономически бедствия сочетались с ограниченным количество сырья и проблемами с энергией. В Аргентине, Бразилии и Колумбии имеется только один собственный крупный производитель ПЭТ. Несмотря на изобилие ресурсов в Южной Америке, для вывода материалов на рынок требуется больше инвестиций. Итальянский производитель Mossi & Ghisolfi расширяет производство в Бразилии и намеревается перекрыть кислород конкурентам, так как его партнер-поставщик сырья – государственная нефтяная компания Petrobras – ищет партнеров с целью расширения производства сырья. Тем менее, еще годы пройдут до завершения проекта. Другие участники южноамериканского рынка переведены в группу импортеров, что может принести выгоду рынкам Западного Побережья, так как неустойчивость азиатских рынков полимеров позволила находчивым импортерам создать запасы в период низких цен. В меньшей степени это относится к северному и восточному побережьям, где спрос высок, и покупатели платят больше за импортный груз. В Южной Америке по-прежнему благоприятная ситуация в тех секторах, в которых Северная Америка переживает замедление роста, например газированные безалкогольные напитки. Однако замедление экономического развития США бросило тень сомнения и страха на сообщества инвесторов Центральной и Южной Америки. В настоящее время спрос и предложение на рынках ПЭТ стран-производителей сбалансирован, но при этом распространителям в Бразилии и Аргентине придется принимать меры, чтобы сохранить свою конкурентоспособность и не утратить свой основной бизнес. Уровни маржи и прибыльности будут зависеть от различий в затратах, особенно на сырье и рабочую силу. Кроме дальнейших проблем производства, распространители все еще могут столкнуться с угрозой перепроизводства, если покупатели станут обращаться к импортерам в начале лета южного полушария, на которое приходится период высокого спроса. АЗИЯ Чу Ху Хон/Сингапур В 2009 году ожидается консолидация азиатского рынка ПЭТ, который возглавляет Китай – крупнейший производитель в данном регионе. Китайские производители бутылочного ПЭТ гранулята могут столкнуться с дальнейшим снижением прибыльности в следующие несколько лет вследствие сокращения экспортных продаж, которое может произойти в связи с возникающими вопросами качества, наращиванием производственных мощностей за пределами Китая, а также финансовыми неурядицами в США и Европе. Индия, второй крупнейший участник рынка, также может пострадать от сокращения объем иностранных заказов на бутылочный ПЭТ гранулят, и при этом Индия потеряет свой статус участника общей системы преференций США (GSP) в середине 2009 года. Ожидается, что планируемое расширение производственных мощностей для ПЭТ на Среднем Востоке также поспособствует сокращению продаж в рассматриваемом регионе, который все был ключевым рынком сбыта для индийских распространителей. Индонезия – еще одна азиатская страна, обладающая статусом GSP и находящаяся под пристальным наблюдением Вашингтона, может пострадать от того, что к июню следующего года США могут отменить освобождение от налогов для этой страны при экспорте из нее в США бутылочного ПЭТ гранулята. Вследствие этого корейские, тайские и другие азиатские производители беспокоятся, что избыток бутылочного ПЭТ гранулята производства Индонезии и Индии в 2009 году усложнит борьбу за немногих имеющихся покупателей. Такие рынки как Южная Америка и Европа, которые всегда были прибыльными для азиатских производителей, могут ожесточить ценовую войну среди продавцов данного региона. Тем мне менее, уровень цен на бутылочный ПЭТ гранулят в Азии может быть поддержан в новом направлении роста – бутылки для пива. Данный продукт был запущен в начале сентября в Циндао, Китай. Что касается рынка пленочного ПЭТ гранулята, ожидается, что в течение следующего года цены останутся неизменными. Прогнозируется, что спрос на потребительские товары, например электронику, будет устойчивым в 2009 году. Это позволит сохранить спрос на пленочный ПЭТ гранулят на имеющемся уровне. Отрасль переработанного ПЭТ (rPET) еще только набирает обороты в Азии, так как существует проблема сбора использованных бутылок. К тому же, маловероятно, что производители и покупатели станут заниматься rPET ввиду повышения производственных расходов на 10% по сравнению с изготовлением нового ПЭТ и вследствие наличия строгих гигиенических стандартов. С анализом рынка ПЭТФ Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ рынка ПЭТФ в России в 2007-2008 гг.». www.newchemistry.ru |