Детали на миллиарды Минпромторговли и Минэкономразвития договорились о продлении сроков подписания соглашений с производителями автокомпонентов по работе в режиме промышленной сборки (см. врез), рассказал директор департамента автомобильной промышленности Минпромторговли Алексей Рахманов. Чиновник Минэкономразвития подтвердил эту информацию. Решение может быть оформлено в ближайшее время совместным приказом министерств, говорят они. ______________________________ Мимо пошлин Постановление о таможенных льготах производителям автокомпонентов правительство издало в сентябре 2006 г. Они получили право с минимальной пошлиной – от 0% до 3% (вместо 5–20%) ввозить комплектующие для сборки узлов и агрегатов с условием, что через 3,5 года с момента подписания доля импортных деталей сократится на 30%. Аналогичный режим с марта 2005 г. по осень 2007 г. предоставлялся автозаводам для сборки автомобилей. ______________________________ Заявки на получение льгот промсборки от производителей автокомпонентов правительство прекратило принимать 30 октября прошлого года. Это объяснялось готовящимся вступлением России в ВТО. Право на подписание соглашений после 30 октября получили лишь те, кто успел подписать с Минэкономразвития меморандумы о намерениях (по большинству из меморандумов срок подписания соглашений истек). Пока речь идет о продлении до середины следующего года сроков подписания соглашений именно с этими компаниями, уточняет Рахманов. Но уже обсуждается и вопрос о предоставлении права на льготы всем желающим. «Без этого фактически будет остановлен процесс локализации [производства] автокомпонентов», — говорит Рахманов. Без привлечения в страну производителей автокомпонентов автоконцернам трудно будет выполнить свои обязательства по локализации производства машин, отмечает аналитик «Метрополя» Михаил Пак. А льготы промсборки — фундамент для развития рынка, согласен заместитель гендиректора по развитию «Камаза» Ирек Гумеров. Рентабельность производства деталей для машин равна не более 10%, поэтому каждый процент уменьшения затрат очень важен для производства, добавляет руководитель российского представительства Tenneco Дмитрий Осипов. Между тем, по данным Минэкономразвития, меморандумы на получение льгот промсборки подписали всего около 50 производителей. Среди них — Tenneco (детали и модули подвески), Magneti Marelli (светотехника, топливная аппаратура и проч.), Cummins (двигатели). Но соглашение из них подписали лишь около половины, рассказывают чиновники. «Это ничто. Для сравнения: в среднем у сборщика бывает до 1000 поставщиков компонентов, из них примерно 100 — базовых. Поэтому для локализации производства нужно, чтобы было подписано минимум несколько сотен соглашений», — говорит представитель «Соллерс» (бывшая «Северсталь-авто»). А ведь компоненты будут нужны с 2011-2012 гг., когда начнется активная сборка иномарок в России, отмечает и замгендиректора НАПАК (ассоциация производителей компонентов) Михаил Блохин. По данным Pricewater-houseCoopers, в денежном выражении объем производства комплектующих для иномарок отечественной сборки в 2007 г. составил около $250 млн. При этом самих автомобилей было собрано около 440 000 шт. К 2012 г. эта цифра увеличится до 2 млн шт. Зато комплектующих должно быть произведено почти на $10 млрд. А объем вторичного рынка может и вовсе достичь $50 млрд. Вопрос о продлении сроков действия льгот промсборки для автозаводов не обсуждается, говорят чиновники. Этого и не нужно — основные игроки на авторынке свои заводы тут построили или уже строят, отмечает Пак. www.vedomosti.ru |