Между тем отечественные ученые и технологи предлагают не просто аналогичные конструкционные материалы, а материалы более высокого класса, основанные на применении нанотехнологий. Всем известен полиэтилен. Химически устойчивый, но слабый к механическим нагрузкам. Давно выпускается и другой полиэтилен, высокомодульный. Изготовленные из него волокна в 10-15 раз крепче стали. В 2-3 раза легче стеклянных, арамидных и углеродных волокон. Из него делают судовые канаты, рыболовецкие сети, даже военную броню. Почему - же он не применяется в качестве конструкционного композиционного материала. Оказывается его невозможно соединить с матрицей. Волокна полиэтилена настолько инертны, что совершенно не прилипают к любому виду матрицы. Поэтому такой замечательный материал можно использовать только в прессованном или скрученном виде. Несмотря на это волокно из высокопрочного полиэтилена производят в Китае, Голландии, Японии и США, на сумму, превышающею 60 миллиардов дол. США. Десятилетия ученые во всем мире пытаются сделать из этих суперпрочных нановолокон конструкционный композиционный материал. Не получается! Инертные молекулы полиэтилена не хотят объединяться ни с одним видом матрицы. Ставки высоки. За снижение веса конструкционного материала на 1 кг, авто производители готовы платить 5 евро. Представители бизнеса общего машиностроения, это суда, железнодорожный транспорт, энергетика, платят за снижение веса 15 евро за 1 кг. Авиационная промышленность 300 – 1000 евро. Космические ведомства более 10 тыс. евро за 1 кг снижения веса конструкции. Между тем задача решена группой ученых в городе Казани. Они готовы заменить самый лучший на сегодняшнее время «летающий материал» - углепластик на новый композиционный материал, который в два раза легче и в десятки раз прочнее углепластика при ударной нагрузке. Они назвали этот материал «полиэтиленпластик». Ближайшая перспектива применения полиэтиленпластика, это футеровочный материал для карьерной техники. Днище кузова карьерного самосвала без футеровки разбивается скальными породами за 6 месяцев. Кроме того зимой самосвал возит туда сюда более 10 тн примороженной к днищу кузова породы. Полиэтиленпластик решает эти проблемы. Его не пробивает скальный грунт, и порода к нему не примерзает. Полиэтиленпластик был представлен на выставке ОАО «Роснано» в Москве. Большой интерес к новому материалу проявили при осмотре экспозиции десятки представителей иностранных компаний. Это как раз тот случай, когда не надо догонять зарубежные технологии. Их просто перешагнули. С уважением Карпунькин Борис Алексеевич. Казанский национальный исследовательский технологический университет. pfrplastic@gmail.com Tel. +7(843)273-79-35 Tel. +7 – 8987-296-65-53 www.polymery.ru |