Новый автомобиль Opel Astra OPC (модель типа "спорт-купе"), входивший в число экспонатов недавнего Женевского автосалона, укомплектован сиденьями новой конструкции – с чашками, изготовленными из термопластичного ламината с армированием из непрерывного волокна (органолиста). Данная технология впервые используется для изготовления сидений серийно выпускаемых автомобилей. В качестве пластиковых компонентов были выбраны продукты из линейки Ultramid® - специальные полиамиды производства концерна BASF. Как следствие, вес чашки сиденья снизился на 45%. Основой для производства термопластичных ламинатов с армированием из непрерывного волокна (также известных под названием "композиты") служит пластиковая матрица. Получаемые в результате материалы оказываются востребованными в тех случаях, когда требуется значительно уменьшить вес изделия без ущерба для его эксплуатационных качеств. Для изготовления чашек сидений автомобиля Opel Astra OPC специалисты BASF предложили две разновидности специального полиамидного пластика Ultramid. Во-первых, это обычный сорт, который армируется стекловолокном. Во-вторых, это наполненный коротким стекловолокном ударопрочный сорт, используемый для формования ребёр и кромок изделия с применением «классической» технологии литьевого прессования. При этом высокая прочность ламината позволяет существенно уменьшить толщину, что ведёт к значительному облегчению чашки автомобильного сиденья. Моделирование деталей из армированных композитных материалов В 2008 году на дорогах появились автомобили Opel Insignia OPC с чашками сидений, изготовленными из пластика Ultramid (но ещё без армирования). Затем технологическое сотрудничество автомобилестроителей и химиков было продолжено. В процессе проектирования и создания чашки сиденья для Astra OPC инженеры BASF составили описания материалов как для ламината с непрерывным армированием, так и для ребристых частей изделия. Эти данные могут быть использованы для компьютерного моделирования на основе универсального пакета программ Ultrasim®, разработанного специалистами BASF. Такой подход позволяет прогнозировать поведение деталей из термопластичных композитов с армированием из непрерывного волокна. Для изготовления чашек автомобильных сидений из композитных материалов применяется технология формования. Она включает помещение нагретого термопластичного ламината в пресс-форму, придание ему необходимых параметров, фиксацию и последующее извлечение из формы. BASF оказывает техническую поддержку заказчикам, внедряющим этот инновационный производственный процесс на своих предприятиях. Спинка сиденья, поперечная опора и ручка на спинке также изготавливаются из пластика Ultramid. Путём регулировки креслу можно придать любую из 18 возможных конфигураций, что позволяет оптимальным образом адаптировать его к телосложению водителя или пассажира. Как и многие предыдущие решения в автомобилях Opel, конструкция сидений нового Astra OPC получила высокую оценку от авторитетной ассоциации Aktion Gesunder Rücken e.V. («Движение за здоровую спину»). Ознакомиться с российским рынком полиамидов Вы можете в исследовании «Анализ рынка полиамидов в России в 2008-2009 гг.» www.polymery.ru |