─ Господин Цапф, расскажите, как возникла идея открытия центра технологий в области пищевых продуктов и упаковок (ZLV e.V.)? Л. Цапф: в настоящее время в регионе Альгой в сфере производства и облагораживания упаковочных материалов и изготовления упаковочных машин занято более 7000 человек. Совместная инициатива представителей политики, науки и экономики еще несколько лет назад привела к созданию отдельной кафедры и учебного курса «Технологии пищевых продуктов и упаковочных технологий» в Высшей технической школе г. Кемптен. В 2009 г. был создан ZLV e.V. Требовалась оптимальная платформа для объединения науки, исследований, учебы, аналитики, права, промышленных предприятий и соответствующих предприятий обслуживания. В июле 2009 года были разработаны общие условия для ZLV и формально учреждена сама организация. Цель очевидна - создание ведущего мирового центра компетенций по всей цепочке создания стоимости (пищевой продукт - упаковка - упаковочная машина - процесс упаковки -дистрибуция - торговля) в г. Кемптен, Альгой. ─ Расскажите об особенностях местоположения Кемптена. Л. Цапф: Альгой - один из самых живописных регионов, в котором удобно работать и комфортно жить. Как уже упоминалось, Кемптен - это крупный экономический район с большим количеством предприятий, производящих упаковку или упаковочное оборудование. К ним следует добавить множество предприятий, занимающихся производством и переработкой высококачественных продуктов питания (молоко, мясо). Высшая техническая школа (в первую очередь благодаря новому учебному курсу «Технология пищевых продуктов и упаковки») и аналитический институт muva-kempten в рамках тесного сотрудничества представителей политики и экономики предлагают идеальную начальную позицию для объединения всех участников цепочки создания стоимости пищевых продуктов, изготовленных и упакованных промышленным способом. В ноябре 2010 г. Институт технологий и упаковки Фраунхофера (IW) въедет в офис в непосредственной близости от офиса ZLV, так что вместе с Высшей технической школой, IW и muva-kempten у нас по соседству будет уже три серьезных партнера по основополагающим направлениям деятельности. ─ Расскажите, пожалуйста, об основателях центра. Л. Цапф: на самом деле, открытие центра - это результат совместной инициативы и усилий многих людей, предприятий и учреждений, вдохновленных идеей и концепцией ZLV. Товарищество AllgKu Initiative. Торгово-промышленная палата Швабии, Баварское государственное министерство продовольствия, сельского и лесного хозяйства(представленное продовольственным кластером в Мюнхене), город Кемптен, Высшая техническая школа Кемптена, Общество Фраунхофера (представленное IW в г. Фрайзинг), молочно-хозяйственное объединение Альгау-Швабия, muva-kempten (прим. редактора: лабораторный центр, предлагающий услуги в сфере анализа пищевых продуктов и упаковки), а также производственные предприятия Multivac, EK-Pack и Hoch-land - все эти предприятия и организации объединились, чтобы сделать первые важные шаги в этом направлении. ─ Какая задача стоит перед ZLV? Л. Цапф: мы четко сформулировали 5 основных направлений нашей деятельности. 1. Инновационные проекты: мы хотим использовать уже имеющиеся результаты исследований для разработки новых продуктов, технологий и услуг. 2. Обучение и повышение квалификации: мы разрабатываем комплексный пакет услуг по всем элементам или технологиям цепочки создания стоимости и предлагаем ознакомиться со знаниями экспертов. 3. Единообразие: мы разрабатываем сеть, предоставляющую и интерпретирующую директивы ЕС и значимые европейские законы. Планируется также проведение обучающих занятий, семинаров по аналитике, сенсорике и взаимодействию пищевых продуктов и упаковочного материала. 4. Окружающая среда - экология - бесконечное использование ресурсов: среди наших участников - производители сырья, машиностроительные предприятия, поставщики технологий производства, производители и переработчики продуктов питания, представители логистики и торговли, а также предприятия замкнутого цикла производства и предприятия по утилизации материалов. Добавив к этому исследования, научную деятельность и консультации, а также общественные институты и совместную работу с промышленными объединениями, мы заняли превосходную позицию, которая дает возможность рассматривать и разрабатывать эти темы независимо и объективно. 5. Связи с общественностью, социальное взаимодействие: мы хотим объективно и прозрачно представить общую структуру и взаимосвязи в этой сфере. Через реализацию различных проектов и информационных мероприятий мы будем повышать осведомленность общества по интересующим его темам (например, здоровье, экономия ресурсов, вторичное использование). Наш вклад должен заключаться в формировании объективного общественного мнения. В своей работе мы хотим использовать уже наработанный опыт из конкретных отраслей, налаживая и укрепляя для этого сотрудничество с отраслевыми объединениями. ─ Есть ли в настоящее время какие-либо особые тенденции в сфере упаковки для пищевых продуктов? Л. Цапф: конечно же, неизменный интерес вызывают биоразлагаемые упаковки и упаковки из возобновляемого сырья. Кроме того, такие темы, как удобство в обращении для пожилых людей или «активная» упаковка, все чаще становятся объектом внимания отделов НИОКР на предприятиях. Сегодня в соответствующих упаковочных концепциях мы имеем возможность реализовать общие тенденции, среди которых потребность в недорогих и полезных для здоровья продуктах питания, экологически чистых продуктах, бесконечное использование ресурсов, спрос на региональные продукты или проблема удобства для детей и пожилых людей. ─ В последние месяцы наблюдалось некоторое ужесточение определения правильной упаковки для пищевых продуктов. Каково его влияние на промышленность? Какова реальная польза для потребителей? Л. Цапф: в этом отношении на предприятиях действительно назрела необходимость действовать. Однако еще остаются неясности (или различия в толковании) по фактическим правомочиям или конечной ответственности. Здесь центр ZLV совместно с рабочей группой «Единообразие» (KonformitKt) пытается изменить сложившуюся ситуацию. Основные участники цепочки создания стоимости совместно рассмотрят эту тему и разработают приемлемое для всех партнеров практическое решение. Среднесрочной целью является формирование комплексного пакета услуг, включающего юридические услуги, составление заявлений о соответствии, аналитику и обучение всех членов ZLV. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка упаковочных пленок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок упаковочных пленок в России». Источник: Журнал «C2 – Coating & Converting – Russia» |