Выбор как стимул Емкость мирового рынка упаковки в финансовом выражении сегодня составляет порядка $500 млрд., в то время как на гибкую упаковку приходится $54 млрд. Доля европейского рынка, как правило, удерживает треть мирового рынка. Сектор упаковки, особенно сегмент гибкой упаковки, растет быстрее темпов ВВП. Даже кризис не оказал особо сильного тормозящего воздействия на развитие мировой упаковочной отрасли, потому что динамика требований к надежности и удобству упаковки со стороны конечных потребителей не только не ослабела, но и значительно возросла. С другой стороны, владельцам товарных брендов сегодня необходима дифференциация продукции непосредственно на полках торговых залов. Поэтому потребительская упаковка становится не просто средством сохранности продукта, но и частью маркетинговой стратегии производственного предприятия. Каждый может заметить, что зачастую перезапуск или ребрендинг торговых марок связаны с изменениями в тенденциях в отношении требований, предъявляемых сегодня к упаковочным решениям. Таким образом, конечной целью цепи усовершенствований гибкой упаковки является предоставление выбора конечному потребителю, а также безопасной, надежной и легкой в обращении упаковки. Причем такого выбора, который охватывает как можно большее разнообразие ситуаций потребления. Например, некоторые виды современной упаковки являются частью приготовления блюда: разогрев и/или приготовление продукта в микроволновом и духовом шкафу прямо в упаковке, потребление продукта непосредственно с упаковки. Такое расширение функциональных возможностей потребительской упаковки продиктовано изменением стиля жизни, которое выражается во все большем стремлении потребителей экономить время на приготовлении пищи и получить максимум удобства от упаковки. Однако указанные требования комфорта и легкости обращения с упакованным продуктом развиваются одновременно с трендами здорового питания и снижения воздействия антропогенного фактора на окружающую среду. То есть, конечный потребитель также хочет, чтобы материалы упаковки были безопасными для его здоровья и легко утилизировались. На опережение Отмеченные выше требования рынка закономерно вызывают ряд инноваций в секторе гибкой упаковки. Однако с позиций промышленных потребителей упаковочных материалов и готовой упаковки эти инновации должны внедряться с разумными затратами на них. Поэтому для компании Dow пожелания заказчиков являются прямым руководством к действию в процессах создания адекватных упаковочных решений и технологий. Ключевым моментом в этом вопросе становится не только тесное взаимодействие с заказчиком, но и плодотворная коммуникация со всей сетью распределения и потребления упаковки, включая дилерскую структуру, систему ритейла и производителей оборудования. Объединение взаимодополняющих знаний и опыта всех участников процесса изготовления и утилизации упаковки позволяет компании эффективнее искать и разрабатывать новые высокотехнологичные решения. С самого начала инновационного проекта Dow ориентируется на требования конечного потребителя, которые «передаются» по цепи продаж и сбыта. Тем более что сегодня все заметнее тенденция централизации поставок сырья и расходных материалов. А значит, любое усовершенствование упаковочных решений предполагает комплексный подход в плане разработок и внедрения. Например, уже упомянутое экологическое требование на практике выражается в снижении веса упаковки. В свою очередь, снижение веса должно происходить без потери упаковкой своих основных физико-химических характеристик. Значит, для решения поставленной задачи необходимо использовать более эффективные, специализированные материалы, причем использовать их в меньшем количестве в целях экономии ресурсов и снижения степени воздействия на окружающую среду. С разных позиций Как видим, чтобы создать действительно многофункциональную упаковку необходимо постоянно изучать потребительский спрос и вовремя реагировать на его изменения. Например, если кратко рассмотреть основные функциональные возможности гибкой упаковки плюс комфорт опций легкого открывания/закрывания для конечного потребителя, то практическая реализация может выглядеть следующим образом: - Превосходная свариваемость материалов: - обеспечение надежности упаковки и исключение разгерметизации в процессах хранения и транспортировки;
- обеспечение полноценной работы скоростных производственных линий;
- оптимизация затрат на расходные материалы и человеческий труд;
- достижение низкой температуры начала сваривания и свариваемость в широком диапазоне температур;
- стойкость свариваемых материалов к агрессивным компонентам, содержащимся в упаковываемом продукте.
- Хорошая межслойная адгезия: - удовлетворение требований совмещения в одном упаковочном материале надлежащих барьерных и механических свойств. Такое требование порождает целый ряд задач по созданию многослойных пленок со специальными заданными характеристиками.
- Достаточная барьерность для: - пролонгированных сроков хранения;
- сохранности органолептических характеристик продукта на протяжении всех сроков хранения;
- исключение потери продуктом безопасности на протяжении всего срока хранения.
- Привлекательный внешний вид упаковки. Исследования показывают, что если потенциальный покупатель возьмет в руки товар, то практически в 80% случаев он его приобретет. Чтобы создать привлекательный внешний вид необходимо реализовать творческие идеи доступными средствами конструкции и дизайна. К таким основным средствам относятся: оптические свойства пленок, печать, геометрия форм. - Дополнительные опции. Комфорт открывания/закрывания упаковки не является «прихотью». Это один из современных инструментов повышения лояльности потребителя к торговой марке посредством упаковки. Поэтому разнообразные замки и насечки на упаковке должны «работать» четко и по заданной направленности. Не углубляясь в специализацию каждого из перечисленных этапов, уже можно создать представление о масштабе охвата одним решением количества производственных процессов. Но такой комплексный подход необходим с позиций создания условий для устойчивого развития инновации. Подробнее с ситуацией на российском рынке гибкой печатной упаковки можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок многослойных ламинированных упаковочных материалов в России». Журнал «Мир упаковки» Ольга Бут, Вадим Герасимчук |