Для обычного медного провода с круглым сечением едва ли уже остаётся место. Кроме того, сборка кабелей и прокладка бортовой сети требуют значительных затрат ручного труда. Техника кабельной разводки в современных легковых автомобилях уже достигла пределе сложности. Совершенно очевидно, что обычные кабели не смогут удовлетворить требованиям, предъявляемым автоиндустрией к бортовым сетям будущего. Решение проблемы - в плоском кабеле
Выход из ситуации предлагается за счёт плоских кабелей с оболочкой из термопластичного полиуретана (PUR) марки Elastollan®. Они легче, требуют меньше места и обеспечивают большие возможности и безопасность. Экструдируемый плоский кабель (FFCe = flexible flat cable extruded) состоит из плёнкообразных медных лент различной ширины, которые в процессе экструзии покрываются изолирующим слоем и затем формируются в одну ленту (см. фото). Такой способ образования кабельной оболочки позволяет обойтись без клеящих веществ, что сокращает количество операций, время и средства. Elastollan® уже давно зарекомендовал себя в качестве материала для оболочек кабелей и штепсельных разъёмов, используемых в автомобилестроении. Материал обладает оптимальными физическими свойствами, гибок, устойчив к истиранию, стоек к воздействию химических веществ, негорюч и гарантирует высокую функциональную надёжность. В противоположность другим изолирующим веществам, Elastollan® может применяться при температурах до 125°С. Благодаря этому, плоские кабели с оболочкой из термопластичного полиуретана пригодны не только для использования в салонах, но и в моторных отсеках автомобилей. Компактный, удобный в монтаже и дизайне Так как большие поверхности при равном сечении лучше отводят тепло, плоские кабели обнаруживают более высокую, чем с круглым сечением проводника, проводимость тока. Ещё одним их преимуществом является то, что действующее усилие распределяется на большое число проводников (жил). Вследствие этого становится возможным осуществить более компактную укладку плоского кабеля в сравнении с кабелем круглого сечения, при котором требуемая механическая прочность отдельных жил и задаёт обычно минимальную толщину. Таким образом, достигается существенное уменьшение массы и занимаемого объёма. Незначительная потребность в занимаемом месте приобретает особое значение при прокладке кабелей в тесных местах, в обшивке крыши, дверцах и приборной панели. Плоское исполнение обеспечивает сверх того больший простор для дизайна. Особо привлекательным для конструкторов является устойчивость материалов к излому. Поэтому кабель может быть экономно уложен не только под обшивкой крыши, но и достаточно легко проложен в таких замысловатых по форме местах, как наружное зеркало или крышка багажника. Гибкий плоский кабель легко позиционируется в нужном направлении. Отдельные жилы занимают фиксированное положение относительно друг друга. Это способствует высокой степени автоматизации, как в процессе сборки (подключение разъёмов, необходимость зачистки поверхностей контактов), так и при монтаже. Благодаря воспроизводимости определённого расположения проводников по отношению друг к другу, удаётся ограничить электромагнитные помехи. Готовые к будущему Экструдированные плоские кабели могут изготавливаться серийно и соответствуют всем требованиям автопромышленности. Возможность применения проводников разного сечения, двух- или многожильной проводки, вариабельность толщины изоляции и индивидуальная окраска оболочки кабеля позволяют вести сборку, ориентированную на запросы клиента. Правда, стоимость плоского кабеля пока ещё выше, чем у кабеля с круглым сечением. Вместе с тем имеется большой потенциал экономии средств при сборке и монтаже, что в конечном счёте делает плоский вариант всё же более привлекательным. Впервые плоские кабели с оболочкой из Elastollan® нашли применение при прокладке кабеля в обшивке крыши автомобилей М-класса фирмы Даймлер-Крайслер. В последующих моделях они найдут применение внутри салона, например в приборной панели, обивке дверей или в сиденьях. Для того, чтобы и в будущем автомобили смогли оснащаться плоскими кабелями, необходимо предусмотреть возможность их использования в бортовой сети напряжением 42 В. Через несколько лет на рынке появятся первые автомобили с повышенным напряжением бортовой сети, что позволит реализовать дополнительные электрические и электронные функции, например drive-by-wire. Плоский кабель с оболочкой из термопластичного полиуретана постепенно заменит провода круглого сечения во многих узлах автомобиля. Альфонс Бретельс BASF AG, D-67056 Ludwigshaven / Германия Тел.: +49 621 /60-00, www.basf.de/kunststoffe |