Текстильные материалы благодаря уникальным свойствам химических и натуральных волокон находят все более широкое применение в разных областях промышленности и автомобилестроения. Одной из наиболее интересных технологий изготовления деталей автомобиля и элементов отделки салона является технология изготовления деталей салона и тюнинга автомобиля из материалов типа «Ло-Пре-Фин» (трехслойный материал), «Кенборд» и др. Ведущие автомобильные компании мира считают престижным применение в автомобиле различных деталей из материалов типа «Ло-Пре-Фин». Преимущества деталей для автомобилей из материалов, в состав которых входят растительные волокна, значительны. Это дешевое и доступное сырье — например, волокна льна № 2–4 или восстановленные волокна из вторичного сырья. Для производства подобных материалов в России применяют имеющийся в текстильной промышленности парк оборудования. Детали автомобиля, изготовленные из натуральных волокон по существующей технологии, экологичны, травмобезопасны и соответствуют международному стандарту ИСО 9001. При эксплуатации они не выделяют вредных веществ, т. к. имеют в своем составе безвредные и инертные полимеры. При аварии автомобиля такая деталь сминается, не образуя осколков, травмирующих пассажиров и водителя, в отличие от деталей обивки дверки, изготовленных по технологии «Поливуд», т. е. с добавлением жестких пластмасс. При утилизации автомобиля детали, изготовленные по технологии «Ло-Пре-Фин», не загрязняют окружающую среду и могут быть использованы вторично для изготовления новых деталей. Высококачественное производство автомобильных деталей во многом зависит от точности и ровноты цилиндричной пильчатой поверхности барабанов и валиков чесальной машины, имеющейся в линии производства нетканых материалов. Для достижения этой цели необходима соответствующая техническая подготовка, заключающаяся в выравнивании обечаек барабанов и валиков и в высококачественной обтяжке барабанов пильчатой лентой, выполняемой специализированной фирмой МНТЦ «Текма» (Москва). От настройки и работы чесальной машины в основном зависят качество и ровнота получаемого нетканого материала и в соответствии с этим — ровнота и качество получаемой детали. Пионером в применении деталей из подобных материалов было АО «Пластик» (Сызрань), где в 1987 г. по инициативе главного инженера А. Ф. Князева возникло производство формованных деталей для автомобилей семейства ВАЗ из материала — аналога «Ло-Пре-Фин», изготовленного на российских предприятиях. Интерес к изготовлению деталей по этой технологии проявляют КамАЗ, ЗМА (Набережные Челны), АО «Балаковорезинотехника» (Саратов), где планируется производство «обивки крыши» с применением вторичного сырья. В настоящее время материал выпускается на предприятиях: ООО «Номатекс» в объеме до 32 т в мес. (весь объем по «обивке дверки», «полке багажника», «обивке пятой двери» для автомобиля «Шевроле-Нива», часть объема для экспортных вариантов ВАЗ 3210 и «вставка» для ВАЗ 32112); АО «Ковротекс», мощности которого ограничены приблизительно до 15 т материала в мес., при этом себестоимость подобных изделий выше, чем у «Номатекс». ООО «Номатекс» материал для автомашин выпускает под названием «ПНМ-18» — для дверок и вставок и «ПНМ-22» — для изготовления полки багажника. Технологическая цепочка изготовления нового материала довольно проста. Для этого используется оборудование типа АИН-1800. Последовательность операций следующая: - Приготовление смески определенного состава в зависимости от вида детали и ее назначения. - Изготовление нетканого материала плотностью 250–700 г/м2 на линии АИН-1800 в зависимости от назначения детали. - Сшивание разнообразных холстов между собой для получения полуфабриката массой 1800–2200 г/м2 (в зависимости от назначения материала). - Разрезание материала на заготовки определенного размера в зависимости от назначения. - Формование деталей салона автомобиля на специальном оборудовании. Процесс формования детали включает нагревание заготовки, при котором волокна полипропилена расплавляются. Затем в формовочной пресс-форме происходит сжатие и потом охлаждение отформованной детали. Одновременно производится вырубание детали по готовым размерам. При сжатии и охлаждении происходит сварка волокон льна, полиэфира и декоративной пленки, образуется легкая и прочная деталь интерьера салона автомобиля, применяемая для различных элементов. В качестве декора могут применяться как искусственная кожа, так и трикотаж, велюр или ткань (рис. 1). Рис. 1. Обивка дверки для «Шевроле-Нива» с применением декоративного слоя из искусственной кожи В странах Западной Европы нетканые материалы — аналоги «Ло-Пре-Фин» широко применяются не только в автомобилестроении (рис. 2), но и в строительстве, ландшафтном дизайне, изготовлении сайдинга, футляров для музыкальных инструментов. Рис. 2. Применение натуральных волокон в производстве деталей интерьера салона автомобиля Благодаря применению натуральных волокон «материал» дышит, на нем не образуется конденсат, он обладает большой прочностью и легко обрабатывается. Автор: А. Жуков
|