Термопластичные эластомеры Сравнительно молодая группа материалов - термопластичные эластомеры (ТРЕ) находит все новые области применения в автомобилестроении. Если прежде новые эластомеры использовались только в приятных на ощупь изделиях (Soft-Touch) в салоне автомобиля или профилях внутренней или наружной части, то теперь они «вторгаются» под капот двигателя и отчасти заменяют там классические каучуки. Так французская фирма MGI Coutier - поставщик комплектующих для автомобилей изготавливает воздуховоды в подкапотном пространстве из термопластичных эластомеров на основе сополиэфира (ТРЕ-Е) Arnitel РВ582 Н от фирмы DSM Engineering Plastics (Нидерланды). Как со общает представитель MGI Coutier, хотя формованные изделия из ТРЕ тоньше, по своей механической .эффективности они равноценны аналогичным изделиям из каучука. При использовании в воздуховодах в подкапотном пространстве материал Arnitel демонстрирует более высокую жесткость и прочность по сравнению с традиционным каучуком как в области высокого, так и пониженного давления. Кроме того, высокая кристалличность этого типа материала обеспечивает повышенную работоспособность, прежде всего, при высоких температурах. Это позволяет снижать толщину стенок и вес на величину до 40 % по сравнению с другими типами термопластичных эластомеров на основе сополиэфи-ра (ТРЕ-Е), а толщину стенок по сравнению с каучуком даже на 70 %, что приносит существенную экономию затрат на сырье и материалы.
К этим достоинствам добавляются свойства, отвечающие требованиям к изделиям для автомобилей. Материал Arnitel РВ582 Н имеет, в том числе, высокую точку плавления, которая допускает пиковые температуры до 175 °С. Кроме того, этот материал удовлетворяет жестким требованиям спецификаций Ford и других изготовителей автомобилей к устойчивости против горячего масла. Термопластичный сополиэфир обладает стойкостью к температуре 150 °С при длительной эксплуатации в течение 800-1.000 часов и модулем упругости, характеристики упругости которого, как утверждает изготовитель, втрое выше модуля упругости материалов-предшественников. Он сохранят эластичность при температуре до -40 °С и в испытании на старение под действием тепла демонстрирует стабильность, которая превышает стабильность прежних термопластичных эластомеров на основе сополиэ-фира (ТРЕ-Е) на величину до 50 % (в зависимости от температуры). Для высоких температур в подкапотном пространстве также пригодны термопластичные вулканизаты (TPV). Японский производитель каучуков Zeon предлагает в серии продуктов Zeotherm различные типы термопластичных вулканиза-тов для литья под давлением и формования раздувом. Они обладают длительной стойкостью к температуре до 150 °С, а также выдерживают пиковые температуры до 175 °С. Кроме того, они схватываются с полиамидом и, таким образом, пригодны для изготовления двухкомпонентных деталей. Этот материал используется, например, для воздуховодов (охладителя надувочного воздуха) и манжет колонки рулевого управления. При этом он обеспечивает высокую герметичность и изоляцию в условиях подкапотного пространства. Кроме того, этот материал пригоден для изолирующих муфт во впускных газопроводах в дизелях с газотурбинным наддувом, в которых обычно используется каучук АЕМ. Специалисты по термопластичным эластомерам из фирмы Kraiburg ТРЕ (Германия) тоже выпустили на рынок термопластичный вулкани-зат Thermolast V для изделий, подвергающихся воздействию высоких температур. Компаунды базируются на сетчатом полимерном материале SEPS в полипропиленовой матрице. Благодаря образованию химических связей конечных блоков модифицированного полистирола (PS), фирме Kraiburg ТРЕ удалось существенно повысить прочность доменов полистирола. Результатом является высокая температурная устойчивость и хорошая гис-терезисиая характеристика в сочетании с хорошей релаксацией давлений и напряжений. К этим свойствам добавляется низкая остаточная деформация длительного сжатия при высоких температурах. Конечные изделия выигрывают за счет основных свойств, таких как широкий диапазон рабочих температур от -42 °С до 140 °С, низкая остаточная деформация, а также высокая устойчивость к атмосферному воздействию и широкие возможности для дизайна. www.newchemistry.ru
|