С сополимером этилен-пропилена против летнего смога Для специфических задач разработаны специальные каучуки. Оксиды азота, которые возникают при сгорании дизельного топлива в автомобильных двигателях, относятся к главным виновникам так называемого летнего смога. Эффективным средством против этого является восстановитель AdBlue, который в значительной степени обезвреживает отработавшие газы непосредственно после их возникновения. Для этого требуется решение на основе карбамида, которое должно транспортироваться от дополнительного бака с AdBlue к катализатору. Шланги из классических каучуков при этом подвергаются агрессивному воздействию щелочного раствора карбамида, а также продукта его разложения - аммиака. Лишь специальные стойкие против действия химических продуктов каучуки, такие как Buna ЕР от Lanxess, обладают необходимыми свойствами. Резины с перекисными поперечными связями из сополимера этилен-пропилена (EPDM) Buna ЕР благодаря насыщенной полиодефиновой химической структуре базисного эластомера не подвергаются вещественному воздействию карбамида и аммиака. Кроме того, они обладают достаточной эластичностью без добавления пластификаторов - даже в большом температурном диапазоне. Сополимер этилен-пропилена также оказывается пригодным для совсем другой цели. В качестве пены на основе эластомера с полузакрытыми ячейками Ensolite SC-500 от компании ArmaceJl, г. Мюнстер (Германия), сополимер этилен-пропилена обладает хорошей непроницаемостью и демпфированием. Мягкий материал со средней величиной выдерживает высокие давления, обладает хорошей пластичностью и низкой остаточной деформацией. Каучук на основе сополимера этилен-пропилена устойчив к высоким температурам (до +140°С), а также к атмосферным воздействиям и ультрафиолетовому излучению, материал Ensolite SC-500 обеспечивает воздухонепроницаемость и водонепроницаемость при высоких нагрузках и тому же обладает звукоглушительными и виброгасительными свойствами. Эти полезные технические свойства достигаются при низкой объемной плотности. Этот материал пригоден для деталей автомобиля, в том числе, уплотнений крыши поворотных стекол, лобовых стекол и боковых зеркал, а также для обогревательной, кондиционирующей и вентиляционной техники и противопожарных зон в подкапотном пространстве. Благодаря своим хорошим демпфирующим свойствам этот материал также предназначен для снижения шума, создаваемого потоком воздуха в верхней части кузова при движении автомобиля. Твердо-мягкие соединения Однако постоянно растущие требования затрагивают не только свойства материалов. Производство деталей из этих материалов должно быть более эффективным. Поэтому наблюдается тенденция перехода от монтажа конструктивной детали из нескольких компонентов к многокомпонентному литью под давлением, т.е. к изготовлению комплексных деталей на литьевой машине за единую технологическую операцию. При этом специальным требованием являются так называемые твердо-мягкие соединения из полимерных и каучуковых компонентов без промоторов адгезии между обоими материалами. В большинстве случаев для этого требуется модификация одного или обоих компонентов. Так, например, фирма Lanxess согласовала свой высокоэффективный каучук Therban AT и полиамид Durelhan друг с другом. Эти материалы позволяют изготавливать конструктивные узлы из полиамида, которые одновременно вы¬полняют и функцию уплотнения, такие как, масляные ванны, всасывающие трубки или крышки клапанов. Все эти конструктивные детали должны выдерживать тяжелые условия в подкапотном пространстве и функционировать, сохраняя герметичность, по возможности в течение всего срока службы автомобиля. Эта комбинация материалов позволяет эффективно изготавливать такие детали при малом времени циклов. Связанные с высокими затратами ручные операции, такие как термическая обработка, вкладывание и склеивание компонентов эластомера упраздняются. Химический концерн Evonik из Дюссельдорфа разработал для своей программы «Композиционный материал типа полимер-каучук», в том числе, Polyamid 6.12 с модифицированной адгезией, который пригоден для образования композиционного материала с сополимером этилен-пропилена. До сих пор такие композиционные детали были ограничены каучуками x-NBR, HNBR, FKM и АЕМ. Для этого фирма Evonik специально разработала процесс изготовления композиционного материала полимер-каучук, позволяющий получать прочные и длительные связи между отливаемыми под давлением деталями из полифенилено-вого спирта (РРЕ, Vestoran) и литьевого полиамида 612 (РА 612, Vestamid), а также смесей на основе полиамида 6-3-Т (РА 6-3-Т, Trogamid) и пригодных каучуковых смесей без какой-либо другой предварительной подготовки и без усилителей адгезии. При этом композиционные детали могут изготавливаться с помощью одноступенчатой или двухступенчатой технологии. В последнем случае каучуковая смесь наносится на готовое литое изделие, в первом случае, как и в двухкомионентном литье под давлением, литье производится в общей пресс-форме. При последующей перекисной вулканизации, наряду с соединениями углерод-углерод, также образуются новые амидные группы, которые обеспечивают перманентную адгезию.
|