Тем не менее, все преимущества наружной отделки автотранспортных средств присущи первоначальной заводской комплектации: • На корпус можно нанести методом погружения покрытие с электрофоретической грунтовкой, которая обеспечивает максимальное сопротивление коррозии; • Кузов нагревается до любой необходимой температуры, и отверждение производится до установки деталей, чувствительных к температуре; • Общее покрытие наносятся механическими разбрызгивателями, которых надо лишь настроить на обработку небольшого количества различных форм; • При необходимости, летучие органические соединения удаляются эффективными системами вентиляции. История Организации, занимающиеся повторной отделкой автотранспорта, стремясь к быстрой сушке при условиях окружающей среды, еще долго продолжали использовать нитроцеллюлозные краски после того, как производители перешли на отделку горячей сушки. После этого появились синтетические эмали [модифицированные алкидные отделки], а на некоторых рынках – термопластические акриловые краски. Все это было до внедрения двухкомпонентных полиуретановых систем в 1980х годах, которые обеспечили уровень жесткости и прочности, сравнимый с показателями оригинальных отделок горячей сушки. Согласно европейским нормам, краски с высоким содержанием летучих органических соединений (то есть все нитроцеллюлозные отделки) можно использовать на законных основаниях только в особых проектах восстановления – если кто-нибудь пожелает поставлять необходимые небольшие партии. Сегодняшний рынок коммерческой повторной отделки главным образом сосредоточен на использовании двухкомпонентных полиуретановых систем, эффективность которых сравнима с высокотемпературными отделками горячей сушки. При этом также применяются однокомпонентные полиуретановые и акриловые покрытия. Стандартная современная система краски включает в себя следующее: • Травильная грунтовка, не содержащая хромат, для голого железа • Полировочный состав грунтовки/наполнителя для вмятин и небольших дефектов (полиуретан или эпоксидная смола) • Шпатлевка или наполнитель для шлифования песком (часто эпоксидная смола) • Однотонная окраска или базовое покрытие • Прозрачное верхнее покрытие (чаще всего акриловый уретан) Далее рассматривается несколько последних и потенциальных разработок данного рынка. Некоторые концепции также применимы для заводской комплектации (которые рассматривались в одной из предыдущих статей данной серии). Однако, здесь главной темой являются концепции, главным образом используемые в области повторной отделки. Повторное покрытие Sikkens Autoclear быстро высыхает, и его непрозрачность во влажном состоянии помогает работникам оценивать толщину пленки. Фото: Akzo Nobel |
Рыночные факторы В 2003 году различные государственные органы определили рынок покрытий для повторной отделки на уровне 600 – 700 миллионов литров, что соответствует примерно 4% производства краски в мире. Может показаться удивительным, что эта цифра практически аналогична объему производства автомобильных заводских покрытий. Однако термин «повторная отделка» включает в себя как покрытия, используемые для ремонта повреждений или обновления старых автомобилей, так и покрытия, используемые для обработки коммерческого и общественного транспорта и нанесения фирменной окраски. Системы покрытий часто одни и те же, хотя можно использовать добавки для увеличения «времени работы» покрытий, используемых на больших поверхностях, а также для того, чтобы облегчить сохранение бездефектной отделки в тех случаях, когда слои накладываются друг на друга. Данные изменяются при включении ряда показателей давления, в том числе прогрессивного перехода к покрытиям с более высоким содержанием твердого вещества и изменению дизайна на такой, при котором детали легче заменить, чем отремонтировать. В 2005 году Фрост и Салливан отметили уменьшение в США объемов продаж покрытий для повторной отделки. Причиной этого стало использование покрытий с более высоким содержанием твердого вещества, более эффективных систем распыления, а также повышение срока службы заводских покрытий [вследствие чего сократилась когда-то общепринятая практика повторной обработки распылением всего автомобиля только из-за появления ржавчины и износа покрытия]. Также большое значение имеет увеличение количества транспортных средств в Китае и других развивающихся странах: количество автовладельцев в Китае практически удвоилось за период 2000-2006 гг. Повторное удвоение ожидается примерно к 2014 году. Помимо этого, производство транспортных средств в Китае также более чем удвоилось за более короткий период 2001-2005 гг. Главными участниками мирового рынка покрытий для повторной отделки являются компании Akzo Nobel, DuPont, BASF и PPG. Значительный вклад делают Sherwin-Williams, Kansai, Nippon Paint, Valspar, а также большое количество более мелких местных игроков. Консолидация рынка Аналогично многим другим рынкам, процесс консолидации идет как среди поставщиков покрытий, так и среди конечных пользователей. При этом лишь некоторые, но более крупные мастерские могут вести большинство операций повторной отделки. К причинам этой консолидации относится необходимость подчиняться экологическим нормам, от которых могут пострадать небольшие предприятия, а также повышение эффективности, безопасности, чистоты и стандарта отделки, которых можно достичь при использовании крупных систем распыления / силовой сушки; помимо этого, такие причины включают в себя растущее влияние страховых и лизинговых компаний, которые указывают место и способ ремонта транспортных средств, застрахованных ими или принадлежащих им. В ответ на это все больше независимых мастерских заменяется на мастерские, входящие в дилерские сети. Интересной разработкой в данной области стало создание компанией Akzo Nobel подразделения Nobilas Claims & Fleet Solutions, коммерческого предприятия, учрежденного для охвата всего процесса по ремонту транспортного средства, включая обработку жалоб и счетов. Компания действует в Европе и Северной Америке, она обеспечивает надежное обслуживание страховщиков, компаний, занимающихся лизингом и арендой, а также владельцев автопарков. Вскоре после учреждения в 2003 году Nobilas приобрела Aon Motor Accident Management, подразделение страховой компании Aon со штаб-квартирой в Великобритании; она также тесно сотрудничает со страховой компанией AXA во Франции. В этой обстановке более тесного сотрудничества и более долгих гарантий на срок службы автомобильных кузовов мировые автопроизводители в целом одобрят ряд поставщиков покрытий для повторной отделки. Таким образом, баланс еще больше смещается в пользу крупных международных поставщиков покрытий. Только на основании недавнего примера можно отметить заключение глобальных соглашений между Akzo Nobel и Hyundai, при этом бренды Akzo – Sikkens и Lesonal – стали единственными из повторных отделок, одобренных во всем мире. В феврале этого года компания BASF объявила о том, что она выбрана поставщиком повторных отделок для Great Wall Motor. Возможно, компания не очень хорошо известна на Западе, но это крупнейший китайский экспортер автомобилей, ведущий продажи более чем в 100 стран, главным образом за пределами Европы и Северной Америки. Соответственно, некоторые более мелкие поставщики решили покинуть рынок автомобильных покрытий. Самые последние изменения: • Rohm & Haas недавно полностью избавилась от направления по автомобильным покрытиям, продав свои североамериканские и азиатско-тихоокеанские подразделения Nippon Paint, а европейское – французской компании Mader Group. • В первой половине 2007 года компания Asian PPG Industries (совместное предприятие Asian Paints и PPG) приобрела основное подразделение ICI India по автомобильным повторным отделкам. Законодательство Законодательные нормы различных стран, ограничивающие использование растворителей в покрытиях для повторной отделки, значительно различаются. Для примера в таблице указываются данные для некоторых сравнимых слоев покрытий, которые указаны в нормах Американского Управления по охране окружающей среды, а также нормы, позднее введенные в действие в Европе. Любое сравнение осложняется тем, что в США, даже в случае более строгих будущих норм штата Калифорния, используется более узкое определение летучих органический соединений, чем в Европе; определенные растворители, содержащие ацетон, метилацетат и трет-бутил ацетат, считаются «освобожденными» растворителями. В Европе любой материал с точкой кипения ниже определенного уровня классифицируется как Летучее органическое соединение. Нормы штата Калифорния можно с легкостью адаптировать под другие штаты США, тем самым создав для поставщиков покрытий стандарт Де факто, который необходимо соблюдать по всей стране. Категория | Лимит в США, 1998 г. | Лимиты в Европе | Калифорния, 2009 г. | Протравная грунтовка | 780 | 780 | 660 | Шпатлевка для грунтовки | 550 | 540 | 250 | Верхние слои* | 600-630 | 420 | 250 (прозр.) 420 (цветн.) | Особые отделки | 680 | 840 | 680 |
* В США к различным систем применяются различные лимиты; в Европе одинаковые лимиты применяются к базовым покрытиям, прозрачным покрытиям и твердым отделкам (исключая особые отделки). |
Последние законодательные нормы главным образом сосредоточены на использовании систем базовых/прозрачных покрытий, содержащих рабочие пигменты, когда лимит на содержание растворителя требует использования водных базовых покрытий. Некоторые производители предлагают полностью водные системы повторной отделки. Однако, в настоящий момент многие делают выбор в пользу системы верхнего слоя с водным базовым покрытием или с содержанием растворителя. В Японии законодательная норма для процессов покраски не так строга, как в Европе. В стране 40 000 мастерских, и в большинстве из них до сих пор не регулируются эмиссии летучих органических соединений. По оценкам в настоящий момент (июнь 2007 года) лишь 4% покрытий для повторной отделки, используемых в Японии, можно классифицировать как системы, содержащие больше количество твердого вещества, или водные системы. Все же в Японии существует несколько добровольных соглашений в отношении покрытий, и одна из самых долго используемых экологических маркировок. Японская Eco Mark была учреждена в 1989 году. В 2007 году система поглощающего металлического покрытия компании Bayer стала первой системой повторной отделки, получившей марку Eco Mark, главным образом благодаря низкому содержанию летучих органических соединений. |