Законы рынка, под действием которых развивалась упаковочная отрасль в Европе, привели к появлению наиболее удобных для потребителя видов упаковки. Производители совершен ствовали различные качества тюбиков, создавая наиболее отвечающий потребительским ожиданиям продукт. Российский рынок упаковки моложе европейского. Инерция восприятия тюбиков, как упаковки для зубной пасты и еды для космонавтов, угасает буквально на глазах. Охват продуктов, упаковываемых в тубы, расширяется. Все это приводит к значительному росту объема рынка. Направления, в которых происходит развитие тубы, можно обозначить следующим образом: во-первых, это создание туб с лучшими барьерными качествами, позволяющими упаковывать в тубы новые продукты. Во-вторых, это создание новых способов привлечения внимания покупателя. И, в-третьих, это создание туб, более удобных в использовании. И — инновации Какие же наиболее заметные инновации появились за последнее время на рынке тюбиков? К первой категории — улучшение барьерных качеств, можно отнести технологию Polyfoil®, представленную Hoffman Neopac (Швейцария) два года назад. Эта технология состоит в комбинировании материала при изготовлении тубы: образно говоря, это ламинатная туба, покрытая сверху слоем пластика. Таким образом, достигаются уникальные свойства тубы: барьерные качества ламината сочетаются с возможностями оформления пластиковых туб. Туба, изготовленная по этой методике, в отличие от ламинатной, не имеет шва и не сминается. Это бренды «Charisma» компании Bцrling и «ESPA — Botanical Rescue» компании Espa International. Другой новинкой в этой категории стало появление ламината, выдерживающего нагревание до 120°С! Тубы произведенные из этого материал (TABL) можно стерилизовать, а при фасовке пищевых продуктов соблюдение режима стерильности может иметь решающее значение. Возможно применение туб из этого ламината для фасовки продукта в горячем состоянии, например, некоторые смазки фасуются горячими, т.к. вязкость смазки при комнатной температуре очень высокая и вызывает проблемы при фасовке. Эта разработка компании «Торн-СТС» —единственная инновация от российского производителя туб. Компания Berry-Tubed освоила производство прямоугольных в сечении туб. Такие тубы выделяются на прилавке именно благодаря оригинальной форме. Многие европейские компании предлагают прозрачные пластиковые тубы, причем степень прозрачности стенок тубы повышается с каждым годом. Такие тубы, произведенные компанией Tubex получили первый приз в номинации Инновационные разработки (Prototypes) конкурса «Туба Года-2006» (ETMA). В оформлении использована прозрачность стенок: рисунок нанесен в два слоя — второй слой виден через прозрачную стенку тубы. Такое оформление позволяет подчеркнуть содержимое тубы. Но не только визуальные эффекты задействуют производители тюбиков. Выраженной тенденцией является использование тактильных ощущений. Многие создают тубы, которые приятно держать в руках. Этой цели служит лакирование покрытием «Soft Touch», упоминавшихся тубах от Hoffman Neopac. И разработанная M&H plastics технология «Get a Grip» — пластиковые тубы, произведенные по этой технологии, имеют выраженную фактурную поверхность. Встречается так же такой прием — на пластиковую тубу наклеивается этикетка, имитирующая тканую поверхность, как в тубах Foxy (крем для загара), произведенных Artube. Перечисленные приемы и технологии расширяют возможности упаковки в тубы новых продуктов, а также возможности привлечения внимания покупателя. Но есть еще один подход в продвижении упаковки на рынке — что бы продукт был интересен покупателю, нужно, чтобы использование продукта не вынуждало пользователя к применению дополнительных аксессуаров. Применение разнообразных аппликаторов: губок, кисточек, щеточек, одноразовых игл для инъекций встраиваемых в колпачок или горлышко тубы также значительно упрощает применение продукта. Итак, мы рассмотрели наиболее интересные инновационные решения, предлагаемые производителями туб на сегодняшний день. Какие же из них востребованы сегодня на отечественном рынке? Наши дни На сегодняшний день, российский рынок туб на 90% не требует этих инновационных решений. Производители конечного продукта только открывают для себя возможности этой упаковки. Не в последнюю очередь этому способствовало появление на прилавках супермаркетов продукции в тубах от западных производителей. Появились отечественные: горчица, кетчуп, сгущенка, паштеты в тубах. Несколько крупных производителей рассчитывают рентабельность выпуска более сложных продуктов в тубе — например, майонез и горчица в одной тубе. Причем продукты не смешиваются. Значительный потенциал рынка демонстрируют еще два фактора: многие отечественные производители закупили новое оборудование для производства туб. О поставке нового оборудования заявила компания «Торн-СТС», лидер рынка ламинатных туб. Известная многим типография RAMM приобрела оборудование для производства ламинатных туб. Харьковский Тубный завод, единственный в СНГ производитель всех видов туб, установил новое оборудование для печати и производства туб. Планируется наращивание мощностей Essel Propack. Вторым фактором, демонстрирующим потенциал рынка, является все большее внимание западных инвесторов к отечественному рынку. В ноябре 2006 года НПО «РиМ» было куплено итальянской компанией Scandolara Holding s.r.l. В апреле 2007 года скандинавский фонд прямых инвестиций Mint Capital получает пакет акций размером свыше блокирующего в компании «А-Депт». Инвестиции в «А-Депт» составят около 5 млн долларов. Открыла свое представительство компания AllTub (концерн Франция-Италия-Чехия). Пробуют войти на российский рынок также китайские, турецкие, индийские, греческие производители. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о дальнейшем росте рынка туб. Сейчас рынок развивается экстенсивно —за счет освоения новых продуктов без инвестирования в технологию, заполняя ниши упаковочной отрасли. В ближайшие годы мы станем свидетелями появления все большего количества продуктов в тюбиках. А затем — настанет время интересных, инновационных решений. Роман Леонов, Источник: Pakkograff 2007 #4 www.upakovano.ru
|