Белорусские власти ради проекта по производству китайских автомобилей Geely для российского рынка согласились на российские условия слияния МАЗа и КамАЗа, утверждают источники "Газеты.Ru" в белорусском правительстве. Продавать собранные в Белоруссии Geely начнутся уже в этом году, а объединение предприятий по производству грузовиков произойдет - в 2013 году.
Строительство завода по сборке китайских автомобилей завершается в Борисове на ОАО "Автогидроусилитель" этой осенью. Об этом сообщил министр промышленности Белоруссии Дмитрий Катеринич. "Мы уже получили оборудование, идет его монтаж, - сказал чиновник. - И строительство, и монтаж оборудования будут закончены в сентябре этого года. И с того момента мы начнем выпуск автомобилей из SKD комплектов (для крупноузловой сборки, - прим.)". После этого автомобили отдадут на испытание для получения одобрения типа транспортного средства в России. Этот сертификат даст право Белоруссии на реализацию автомобилей в России.
Весь проект по выпуску китайских машин на белорусских заводах изначально создавался в расчете на российский рынок. Проект стартовал в октябре 2011 года, когда Министерство промышленности Белоруссии и китайская компания Geely подписали меморандум о сотрудничестве по производству легковых автомобилей. В декабре 2011-го в свободной экономической зоне "Минск" было зарегистрировано совместное предприятие "БелДжи". В состав компании вошли "БелАЗ" (50%), китайский производитель автомобилей Geely (37,5%), а также совместное ЗАО, которое было организовано холдингом "Автокомпоненты" и китайской компанией "Шаньтоу".
Однако, проект по производству китайских машин в Белоруссии для российского рынка с самого начала вызывал недовольство России, заинтересованной в сборочных производствах прежде всего на своей территории. Посол России в Минске Александр Суриков в начале 2011 года даже грозился, что Россия заблокирует поставки на территорию Таможенного союза машинокомплектов для сборки Geely.
Вскоре у России появился более мощный рычаг давления на автопроизводителей в странах-соседях по СНГ - утилизационный сбор. В постановлении "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств", которое подписал Дмитрий Медведев, был особо определен порядок импорта легковых и коммерческих автомобилей с территорий стран-участниц Таможенного союза. В частности, право не платить утилизационный сбор получили производители, зарегистрированные на территории Белоруссии и Казахстана и включенные в перечень организаций, освобожденных от уплаты утилизационного сбора.
Именно поэтому вопрос о включении или не включении белорусского СП "БелДжи" в список льготников решался на политическом уровне. Источники "Газеты.Ru" в белорусском правительстве рассказали, что Александр Лукашенко фактически "обменял" внесение белорусских автомобильных производств в льготный список на ослабление своей позиции по МАЗу в рамках создания холдинга "Росбелавто" (МАЗ + КамАЗ). Таким образом, по данным "Газеты.Ru" Минск может согласиться на условия, при которых МАЗ внесет в фонд управляющей компании "Росбелавто" 75% своих акций, а КамАЗ - 49,9%. "У официального Минска с МАЗом не было выхода, по сути. Россия для минских грузовиков - главный рынок. В Европе их не берут, а прочие страны СНГ - мелочь при таких масштабах производства, - подтверждает "Газете.Ru" белорусский бизнес-аналитик Антон Платов. - Если не отдать МАЗ на алтарь евразийской интеграции, то Россия просто "придушит" его за счет утилизационного сбора".
Стоит отметить, первые Geely белорусской сборки уже ездят по Минску, сейчас завершается их сертификация. Одновременно с этим министр промышленности Белоруссии Дмитрий Катеринич заявил, что создание холдинга "Росбелавто" завершится к марту 2013 года. "В ближайшее время завершится финансовый аудит МАЗа и КамАЗа и разработка соглашения по управлению управляющей компанией холдинга "Белавтомаз". К марту 2013 года, я думаю, будет завершена работа по созданию альянса", - сказал Катеринич на брифинге в Минске.
Белорусский министр добавил, что в настоящее время завершена оценка по международным стандартам стоимости активов двух компаний. В августе текущего года белорусская и российская стороны подписали график мероприятий по созданию холдинга "Росбелавто" и стремятся придерживаться оговоренных в нем сроков. Ранее, еще в июне, глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов заявил, что планирует провести переоценку активов КамАЗа для создания холдинга с МАЗом в сентябре 2012 года. Газета.Ру |