Эксперты говорят, что, с одной стороны, компания выполняет соглашение о локализации, а с другой — такие инвестиции окупятся только при запуске новых моделей, а значит, и расширении производства. Сейчас на заводе в Петербурге выпускается одна модель Toyota — Camry. Процесс включает в себя сварку, окраску и сборку машины. «Решение (вложить 2,7 млрд руб. — РБК daily) было принято с целью дальнейшего развития уровня локализации производства Toyota в России и с учетом ожидаемого устойчивого роста российского рынка», — отмечено в официальном заявлении автопроизводителя. Запуск новых производств запланирован на 2014 год. Модель Camry обеспечивает порядка 18% продаж марки в России, поэтому расширение производства этой модели вполне обоснованно», — считает эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев. В то же время он отмечает, что «по сравнению с внедорожниками спрос на модель демонстрирует невысокие темпы роста — около 30% за прошлый год. Возможно, расширение производства позволит снизить цены на Camry, что повысит интерес к этой модели». Перед тем как начать строительство завода Toyota, как и все другие иностранные автопроизводители, работающие в России, заключила с Министерством экономического развития соглашение о промсборке, напоминает управляющий директор «AG Капитал» Александр Агибалов. Оно предусматривает локализацию штамповки кузова, его сварку и окраску в России, поэтому компания просто выполняет свои обязательства перед российскими властями. Что касается перспектив расширения производства в Петербурге, то, вкладывая такие средства, «есть смысл собирать там не только Camry, но и что-нибудь более бюджетное». «Можно собирать и одну модель, но чтобы она продавалась приличными объемами. Здесь продается Camry, понятно, что она хоть и лидер в своем классе, но быстрее рынка продаваться не будет», — считает г-н Агибалов. Японскому автопроизводителю придется начать выпуск новых моделей на петербургском заводе, если он хочет оправдать такие крупные вложения в производство, считает генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. «С учетом того что компания инвестирует почти 100 млн долл. в мощности по выпуску автокомпонентов, значит, она намерена увеличивать объемы основного производства автомобилей, в том числе за счет расширения модельного ряда», — делает вывод г-н Чаплыгин. По его оценке, вкладывать такие средства в локализацию даже 50 тыс. автомобилей в год не имеет экономического смысла. «Штамповочные производства целесообразно организовывать при объемах выпуска автомобилей от 100 тыс. единиц в год», — резюмировал эксперт. Сергей Ковальченко, Санкт-Петербург http://www.rbcdaily.ru/ |