Производство будет запущено на мощностях челябинского завода «ЧТЗ-Уралтрак», в который «Уралвагонзавод» планирует вложить 13 млрд руб. От Caterpillar российские партнеры ждут в первую очередь технологий и новых разработок. Гендиректор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко рассказал, что компания выбрала ключевого партнера по развитию производства двигателей, дорожно-строительной техники и ремонта вагонов – это американская Caterpillar. По словам топ-менеджера, «как один из вариантов» рассматривается создание СП. Подробнее схемы сотрудничества разрабатывает специально созданная рабочая группа. В частности, «сейчас обсуждается то, как именно юридически будет оформлено партнерство, пока нет однозначного ответа, будет ли это именно СП или производство продукции по лицензии». Объем вложений в совместные проекты пока окончательно не определен. В Caterpillar в выходные на запрос не ответили. Двигатели и дорожно-строительную технику компании будут выпускать на мощностях челябинского «ЧТЗ-Уралтрак», 80% акций которого принадлежат «Уралвагонзаводу». «Партнерство с Caterpillar будет развиваться в первую очередь в области выпуска дизельных двигателей мощностью до 4 тыс. лошадиных сил, которые устанавливаются на суда, локомотивы, карьерные самосвалы и другую тяжелую дорожно-строительную технику,– пояснил гендиректор «ЧТЗ-Уралтрака» Семен Млодик. – Мы надеемся, что производство начнется уже в 2012 году, в дальнейшем рассчитываем достигнуть уровня локализации в 70%-80%». По словам топ-менеджера, объемы производства не превысят 1 тыс. двигателей в год, поскольку стоимость этой продукции высока – цена одного двигателя большой мощности может достигать $100 тыс. При этом «ЧТЗ-Уралтрак» продолжит самостоятельно разрабатывать и производить собственные двигатели мощность от 100 до 2,5 тыс. лошадиных сил, подчеркивает Семен Млодик. «Еще один сегмент, где мы смотрим на сотрудничество с Caterpillar как с мировым лидером, – это производство трубоукладчиков», – добавляет Олег Сиенко. По словам Семена Млодика, производство может быть запущено тоже с 2012 года и «в дальнейшем расшириться на другую дорожно-строительную технику». Сейчас «ЧТЗ-Уралтрак» выпускает две модели трубоукладчиков средней мощности (максимальная грузоподъемность составляет 27-41 т), но рассчитывает расширить модельный ряд за счет разработок американской компании. Caterpillar предлагает на российском рынке четыре модели трубоукладчиков большой и средней мощности максимальной грузоподъемностью 18-91 т. Кроме того, по словам господина Сиенко, «Уралвагонзавод», который является крупнейшим в России производителем вагонов, планирует партнерство в вагоноремонтном бизнесе с дочерней компанией Caterpillar Progress Rail Services Corporation. Progress Rail осуществляет техобслуживание вагонов в основном в США, а также в Канаде, Мексике, Бразилии, Италии, Германии и Великобритании. «У них хорошая традиция и технологии по сопровождению всего жизненного цикла вагона и его ремонту, это нас привлекает», – заявил Олег Сиенко. По словам топ-менеджера, завод хочет сосредоточиться на вагоноремонте и производстве запчастей для вагонов, поскольку в ближайшие годы из-за перенасыщения рынка продажи новых вагонов стабилизируются и даже сократятся. «Progress Rail располагает большими компетенциями в вагоноремонтной отрасли и может предоставить свои технологии»,– добавляет Семен Млодик. Руководство «Уралвагонзавода» рассчитывает, что партнерство с американской компанией позволит модернизировать «ЧТЗ-Уралтрак». Весной завод обнародовал программу технического перевооружения завода на 13 млрд руб. Инвестпрограмма будет финансироваться из средств, «выделяемых в рамках ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020 годы», а также за счет средств корпорации и привлеченных средств». Теперь Олег Сиенко сообщил «Ъ»: «Если у нас будет возможность не полностью вкладывать в модернизацию деньги, а привлечь часть этих средств за счет наших партнеров, которые дадут нам технологии и новые разработки, то мы пойдем этим путем или совместно вложимся в разработку новой продукции». Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает, что сейчас «в России компетенции в области производства двигателей большой мощности невелики, это нишевый и высоко востребованный продукт», поэтому «Уралвагонзавод» и Caterpillar могут рассчитывать «на стабильные заказы и закупки». «Спрос на трубоукладчики сейчас тоже должен быть, поскольку активно развиваются проекты по строительству газопроводов», – полагает эксперт. Он считает, что под брендом Caterpillar «Уралвагонзавод» может рассчитывать на крупные заказы. Но, добавляет аналитик, американская компания «вряд ли будет инвестировать деньги в модернизацию «ЧТЗ-Уралтрака»». Как и в случае АвтоВАЗа и альянса Renault-Nissan, поясняет Владимир Беспалов, скорее всего, это будет вклад технологиями и оборудованием. Справка: Caterpillar выпускает широкую линейку дорожно-строительной техники от тракторов до карьерных самосвалов, а также дизельные двигатели и энергетическое оборудование. Чистая прибыль компании в 2010 году составила $2,7 млрд, выручка – $42,6 млрд. Компания открыла завод в России (в Тосно Ленинградской области) еще в 2000 году, но он в основном выпускал комплектующие для сборочных предприятий в Восточной Европе. Лишь в 2010-м на заводе началось производство большегрузных экскаваторов, объем производства на первом этапе планировался на уровне 1,5 тыс. машин в год. «Коммерсантъ» |