По словам мэра Москвы Сергея Собянина, столичное правительство рассчитывает превратить завод в инновационную площадку, где будет концентрироваться высокотехнологичное производство. В частности, среди возможных инвесторов называются также Renault и КамАЗ. Эксперты также заявляют, что этот список теперь могут пополнить Daimler и Volvo. Средства на развитие предприятия правительство Москвы уже предоставило — 2,2 млрд. руб. в виде кредитов.
По экспертным оценкам, за первое полугодие 2011 года продажи автобусов выросли почти на 30% и практически вышли на докризисный уровень. При этом сейчас наблюдается четкая тенденция по смещению спроса в сторону иностранной техники.
«Daimler Buses ведет в России переговоры с производителями коммерческой техники о возможности будущей кооперации в области городских автобусов (в Москве и других крупных городах). Конечно, Daimler ведет переговоры с КамАЗом в рамках стратегического партнерства с подразделением Daimler Trucks, а также ведет переговоры с ЗИЛом», – заявил представитель «ЕвоБус Русслэнд», которая занимается в России продажами и послепродажным обслуживанием автобусов Mercedes-Benz и Setra.
Интерес к легендарному автозаводу минувшей весной проявлял также глава группы ОНЭКСИМ Михаил Прохоров. В частности, бизнесмен не исключал возможности сборки своих «ё-мобилей» на мощностях московского завода и даже лично ездил осматривать завод. Однако конкретных предложений с его стороны руководству ЗИЛа в конечном итоге так и не последовало. Не исключено, что Прохоров попросту «похоронил» эту идею.
«ЗИЛу сотрудничество с Daimler Buses точно выгодно, потому что ему нужен новый продукт. То, что выпускает сейчас ЗИЛ, неконкурентоспособно», – заявил в интервью СМИ заместитель директора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. Выручка Daimler Buses в 2010 году составила 4,558 млрд. евро. Инвестиции в развитие производства – 95 млн. евро. Продажи – 39,1 тыс. автобусов, в том числе в странах Восточной Европы – 7,2 тыс. единиц.
Стоит отметить, что иностранные компании не первый раз проявляют интерес к московскому автозаводу, переживающему отнюдь не лучшие времена. Ранее сообщалось, что ЗИЛ намерен с помощью Porsche Engineering разработать кабину для нового грузовика.
Сообщалось и о другом не менее амбициозном проекте. Итальянская компания Pininfarina S.p.A, занимающаяся кузовостроительством и дизайном автомобилей, на заводе имени И.А.Лихачева хотела наладить выпуск электромобилей. Также на базе существующих мощностей ЗИЛа итальянцы планировали разработать по современным технологиям абсолютно новый кабриолет.
По оценкам специалистов, ЗИЛу удалось избежать в этом году банкротства только благодаря своему основному акционеру – московскому правительству. Весной не исключалось полное прекращение производства автомобилей на ЗИЛе и его последующего банкротства. Однако вскоре власти Москвы решили не банкротить ЗИЛ, а помочь ему на первых порах с реструктуризацией и выплатой долгов. Чиновники решили посодействовать заводу и в запуске производства.
По сообщению СМИ, завод задолжал около 15 млрд. рублей, из которых 2,5 млрд. – первоочередные долги. В мае столичный градоначальник Сергей Собянин пообещал выплатить «за завод» эти 2,5 млрд., а также предоставить ЗИЛу еще 2,2 млрд. на оборотные средства, чтобы запустить производство.
ЗИЛ специализируется на производстве грузовых автомобилей полной массой от 6,95 т до 14,5 т, автобусов малого класса длиной 6,6—7,9 м (производство под заказ) и легковых автомобилей высшего класса (производство под заказ).
Руководство индийского концерна «Tata Motors» выходило на представителей департамента внешнеэкономической деятельности правительства Москвы с предложением о возможной безвозмездной передачи концерну от 50% акций автомобильного завода, обьяснив это тем, что для вложений инвестиций, в нынешнем виде предприятие требует серьезной реконструкции и модернизации. Но предложение со стороны правительства Москвы не встретило особого интереса.
Михаил Прибыловский Гудок
|