Производители полимерных труб, где, несмотря на доминирование «Полипластика», присутствует немало мелких игроков, делятся секретами выпуска труб из полиэтилена пленочных марок, смешанного с суперконцентратами. Результат получается дешевле и достаточно хорошо продается, что и спасает бизнес мелких переработчиков. Примерно такая же ситуация на рынке поликарбонатных листов, где рынок все больше занимают поставщики, предлагающие дешевый «одноразовый» поликарбонат в лучшем случае без защиты от ультрафиолета, а в худшем – произведенный с грубым нарушением рецептур. Причем подобным бизнесом занимаются не только «гаражники», работающие 1-2 месяца в году при пиковом спросе, но и вполне крупные компании. Примерно такие же тенденции участники отмечают на рынке вспененного полистирола. Ситуация на рынке полимерных пленок несколько лучше, однако острая конкуренция мелких переработчиков и здесь мешает технологическому развитию. На рынке, где потребители стремятся закупить максимально дешевую продукцию, а ее производители максимально снижают себестоимость, предлагать премиальный товар очень рискованно. Поэтому проекты выпуска в России качественных многослойных пленок, а также пленок из нетрадиционных материалов (полиамид, ПЭТ) продвигаются с большим трудом и в немалой степени усилиями западных поставщиков оборудования. Как результат, например, проекты по выпуску термоусадочной полиэтиленовой пленки буксуют и не окупаются из-за конкуренции с более дешевой ПВХ пленкой, безопасность которой в качестве пищевой упаковки под большим вопросом. Однако переработчики, естественно, выбирают при этом и наиболее дешевый ПВХ, содержание в котором остаточного винилхлорида соответствует санитарным требованиям лишь теоретически. Последствиями стихийного развития рынков являются не только технологическая деградация и потеря доверия потребителей к продукту, но и выход из бизнеса компаний средней величины, которые не могут конкурировать с «малышами», выпуская суррогаты, поскольку дорожат собственной репутацией. Следствием «вымывания» из отрасли средних игроков является потеря финансовой устойчивости и невозможность реализации крупных инвестиционных проектов. Деградация переработки ведет к прекращению качественного развития и производства полимерного сырья, поскольку нефтехимические предприятия не видят в этом большого смысла. Результатом является неизбежный рост импорта либо полимеров, либо готовых изделий, что в России происходит с каждым годом все активнее. «Игра на понижение» рано или поздно приводит в тупик, а в выигрыше оказываются иностранцы. Однако в этот же тупик ведет и олигополизация рынка, которая может происходить как в силу технологических причин и малого размера рынка, как в случае с полиамидом и терефталевой кислотой для выпуска бутылочного ПЭТФ, так и в результате скупки активов и наличия крупных нерыночных потребителей, связанных с государством. При этом производители БОПП-пленок, еще несколько лет назад работавшие в основном на импортном сырье, после консолидации отрасли перешли на сырье российских заводов предыдущего поколения, от которого раньше отказывались. Когда у потребителя ограничен выбор, ему можно предложить, что угодно. Компании, предлагающие более качественную пленку, закупают сырье у новых российских производителей (в случае с полипропиленом – у НКНХ и «Ставролена»). Однако условия продажи российского полимерного сырья в большинстве случаев не устраивают переработчиков, особенно, средние и малые компании, которые не имеют прямых долгосрочных договоренностей с производителями и не могут требовать их выполнения. В такой ситуации единственной альтернативной является импорт – мировой рынок может предложить гарантированные поставки продукции стабильного качества по прозрачным ценам, причем всегда существует большой выбор поставщиков. Транспортные затраты при этом играют все меньшую роль – полимеры в Россию везут из Западной и Восточной Европы, Кореи, Китая, Ирана, США. Участники отрасли задают извечный вопрос: что делать? Один из вариантов ответа находится сам собой: если ограничен спрос на массовую продукцию, надо продавать премиальную. Однако все множество российских переработчиков заниматься этим вряд ли сможет, тем более, на премиальном полимерном рынке уже сейчас укрепляются позиции импорта. Есть ли другие пути спасения бизнеса? Чтобы их найти, мы приглашаем руководство всех компаний производителей, трейдеров и переработчиков полимеров собраться для того, чтобы понять, как найти золотую середину между рыночной конкуренцией, поддержанием технологического уровня отрасли и ее качественного развития. Мы приглашаем всех к решению общих проблем и поиску оптимального баланса интересов участников рынка. В противном случае скоро очень сложно будет говорить о российском полимерном рынке как таковом. По мнению главы и основателя компании Creon Фареса Кильзие, очень логично, что «час расплаты» в полимерной отрасли приближается. «Кто-то должен расплатиться за монополизм, кто-то должен расплатиться за аффилированность и кто-то должен расплатиться за простую некомпетентность. Ответственные структуры постоянно черпают информацию, которая звучит на форумах Creon, и мы уже начинаем видеть конкретные результаты. Для кого-то они являются позитивными, а для кого-то наоборот. Форум «Полимеры России 2011» станет еще одним импульсом для новых действий» - считает г-н Кильзие. www.rcc.ru |