Первыми негативные тенденции почувствовали на себе производители различной потребительской продукции, в первую очередь, пленок. Из-за затоваривания складов переработчиков и снижения спроса цены на полипропилен и пленочные марки полиэтилена начали снижаться уже в июне, тогда же резко сократились объемы импорта. Следом настал черед ПЭТФ и рядовых марок полистирола – российские производители были вынуждены снизить цены, а объемы импорта сократились. Дольше всего сопротивлялись рынки полимеров, традиционно ориентированных на строительный сектор – трубных марок полиэтилена, ПВХ, вспенивающегося полистирола, однако к началу августа снижение цен вместо их ожидаемого сезонного роста началось и здесь. По мнению Санджара Тургунова, фундаментальной причиной кризиса является порочное поведение самих участников рынка. Производители на протяжении многих лет превращали внутренний рынок в премиальный, не заботясь при этом о его качественном развитии, тогда как переработчики предлагали потребителям год от года платить больше за продукцию такого же, либо худшего качества - проблемы, о которых Creon говорит на протяжении уже ряда лет Завышенные цены при острой конкуренции и массовое нежелание инвестировать в новые продукты привели к тому, что рынок просто «захлебнулся» во все новых объемах суррогатных пленок, труб и профилей. Экстенсивный рост отрасли рано или поздно должен был закончиться, что и произошло «Спусковым крючком кризиса стал слабый потребительский спрос и низкая активность в строительном секторе при перегретом рынке» - описывает ситуацию генеральный директор Creon. Участники рынка полагали, что рынок будет развиваться сам по себе, формируя для них готовый спрос, куда только надо прийти со своей продукцией, не прилагая особых усилий. Переработчики надеялись на производителей, производители – на переработчиков. Никто из участников рынка не желает брать на себя ответственность и риски по развитию отрасли. Но сам по себе рынок не может двигаться вперед, его необходимо вести. Ситуация, когда производители оправдывают узкий марочный ассортимент и дефицит на рынке тем, что еще не сформировался спрос, а переработчики объясняют его отсутствие тем, что нет отечественного сырья, неизбежно ведет к тому, что нет ни спроса, ни предложения новой продукции. Рынок умирает, около половины переработчиков пластмасс могут не пережить конъюнктурный шок, их место уже сейчас рвутся занять импортеры. Но это должно беспокоить и производителей полимеров, потому что, если еще лет пять назад они могли уйти с продукцией на экспорт, то сейчас российские полимеры за пределами СНГ в массе своей не востребованы. Почему это случилось и как вести бизнес тем компаниям, которые имеют шансы пережить кризис? В течение каждого года, который проходит от одного форума «Полимеры России» до другого, проводится полный круг более частных конференций Creon, посвященных полимерной тематике: полиэтилену, полипропилену, ПВХ, полистиролу и АБС-пластикам, ПЭТФ, полиамиду, поликарбонату, а также наиболее крупным группам изделий из полимеров: пленкам, трубам, листам, автокомплектующим. Таким образом, мы располагаем всей полнотой информации о производстве и переработке полимеров в России, проблемах каждого сектора и даже каждой компании. Проблемы эти, несмотря на принципиально разный технологический и маркетинговый облик разных отраслей, оказываются на удивление схожими. Практически каждый полимерный рынок в России представляет собой либо олигополию, либо неуправляемую стихию. В первой ситуации в лучшем положении оказываются наиболее крупные компании, тогда как во втором – наиболее мелкие. Число компаний, занимающихся переработкой, например, ПВХ, исчисляется сотнями и даже тысячами, если учитывать еще и фирмы, которые устанавливают пластиковые окна. Концентрация производства крайне низкая: на долю первых двадцати игроков приходится только 70% рынка. Вполне естественным результатом жесточайшей конкуренции на рынке является стремление максимально снизить себестоимость. При этом «серые» импорт и переработка ПВХ уже не являются новостью, «в затенении» находится до трети рынка. Основной темой бесед в кулуарах, а с недавних пор и некоторых публичных выступлений становится обсуждение рекордов введения мела, хлорпарафина и флотореагента в ПВХ-композиции, замены традиционных добавок и модификаторов на более дешевые, хотя и менее безопасные суррогаты и тому подобное. |