Однако, как отметил генеральный директор компании «Креон» Санджар Тургунов, всех игроков рынка интересует то, как быстро будут происходить эти изменения и как это скажется на стоимости конечной продукции, поскольку новые материалы не только лучше, но и заметно дороже. Генеральный директор маркетингового агентства «Нужные люди» Оксана Шашкова выступила с обзорным докладом, посвященным кабельной индустрии России. Несмотря на бурный рост в 2010 году, отрасль пока не смогла восстановить докризисные объемы производства, ожидается, что это произойдет в течение этого года. Основными двигателями спроса в отрасли являются электроэнергетика, автопром и только затем строительство. Производство кабеля в России сосредоточено в основном там же, где он и потребляется – в Центральной России, однако полностью удовлетворить спрос отечественные поставщики не могут и уже более 15% кабеля в Россию импортируется. При этом в сегменте высоковольтных кабелей на напряжение более 110 кВ за счет импорта удовлетворяется весь спрос. Импортируется и сырье для выпуска современной кабельной изоляции – сшитый полиэтилен и полиуретаны, причем рынок последних растет наиболее быстро. Однако в общем объеме потребления изоляции пока преобладают резина и ПВХ пластикаты. Менеджер по развитию и дистрибьюции в Европе Dow Wires&Cables Тимофей Рассохин рассказал собравшимся о перспективах использования сшитого полиэтилена в кабельной изоляции. Компания поставляет сшитый полиэтилен для силовых, радио- и волоконных кабелей, а также эластомеры и компаунды, ведет разработки биопластификаторов для ПВХ. Поставки в Россию осуществляются с немецкого завода корпорации, спрос на продукцию Dow в стране весьма велик и формируется за счет активного обновления энергетической инфраструктуры: генерирующей, сетевой и распределительной. Сейчас на долю изоляции из сшитого полиэтилена, рынок которого в России составляет около 15 тыс. т, приходится только 30% потребления, однако к 2017-18 годам он будет преобладающим изоляционным материалом. Все кабели высокого напряжения уже сейчас производятся с изоляцией из сшитого полиэтилена, однако массовому распространению материала мешает его высокая цена. Сейчас сшитый полиэтилен стоит около 2 евро за кг, на четверть дороже большинства пластикатов, и, хотя энергетики заинтересованы в надежности и долговечности кабеля, в первую очередь их интересует цена. Это связано с исключительно высокой конкуренцией между кабельными заводами, около половины мощностей которых по выпуску кабеля среднего напряжения сейчас не загружены. Высокая цена ограничивает использование и термопластичных пенополиуретанов. О перспективах использования этой продукции для кабельной изоляции в России рассказали менеджер по продукту Lubrizol Анатолий Шипов и директор «Эластоимпекс» Олег Мичурин. Термопластичные полиуретаны (ТПУ) производятся из изоцианатов путем комбинирования в полимерной цепи гибких и жестких фрагментов. ТПУ отличаются морозостойкостью и сохраняют гибкость при низких температурах, просты в переработке, устойчивы к механическому износу и горению, действию агрессивных химикатов. Однако из-за того, что отпускная цена ТПУ колеблется от 4 до 8 евро за кг, спрос на эту продукцию в России пока минимален. Весь российский рынок этого полимера оценивается «Эластоимпекс» в 4 тыс. т, причем на долю кабельной изоляции приходится только 30% потребления, тогда как в Европе и США более половины. Найти потребителей такой продукции непросто. Компания «Эластоимпекс», реализующая продукцию BASF, начала работу в этом сегменте в 1998 году с поставок сырья для выпуска полевого геофизического кабеля. Новое направление использования, на которое возлагаются большие надежды – зарядные кабели для электромобилей. Компания Lubrizol планирует начать промышленные поставки ТПУ в Россию в ближайшее время. Технический директор «Вестпласт» Олег Барашков выступил с докладом о перспективах производства ПВХ пластикатов, самого массового кабельного изоляционного материала. ПВХ «хоронят» уже не первый год, однако, по его словам, недавно на конференции в Кельне европейские специалисты с удивлением обнаружили, что потребление этого материала не сокращается. Происходит это в силу того, что ПВХ более дешевый, что оборудование кабельных заводов ориентировано на его переработку, что у аналогов зачастую нет больших преимуществ, что многие кабельные заводы имеют собственное производство пластикатов и что производители ПВХ стимулируют поддержание спроса на пластикаты. Эти пять причин в той или иной степени поддерживают спрос на пластикаты и в России. Тем не менее, изменения в индустрии происходят и касаются главным образом экологических характеристик сырьевых компонентов. Первой инициативой стал отказ от содержащих свинец стабилизаторов, затем – от пластификатора ДОФ, заподозренного в канцерогенных свойствах, а также от содержащих сурьму реагентов. Далее участники рынка ожидают запрет всех прочих фталатных пластификаторов, а затем – массовое внедрение биопластификаторов из органического сырья. То, что их разрабатывают столь крупные игроки рынка как Dow, говорит о том, что у пластикатов ПВХ не столь мрачное будущее. Однако в России есть своя специфика – многие производители, пытаясь максимально снизить цену, занимаются производством суррогатов. Так, на рынке присутствует пластикат по цене 45 рублей за кг, изготовленный путем замены в рецептуре пластификатора на флотореагент, и, очевидно, кто-то его покупает. Однако наряду с недобросвестностью производителей, имеет место и качественная деградация сырьевой базы отрасли: произвести многие марки пластикатов без использования импортных добавок уже просто невозможно. Особенно актуальна эта проблема для производства кабелей, которые применяются в военно-промышленном комплексе. В докладе перед собравшимися начальник отдела «46 ЦНИИ Минобороны России» Вадим Филиппов рассказал, что сейчас действующие нормативные акты допускают применение импортных материалов только в случае отсутствия отечественных аналогов или их несоответствия требуемым характеристикам. Вопрос цены не обсуждается, однако на практике отечественные поставщики даже поставляющие продукцию сравнимой с западными аналогами стоимости, в отличие от западных компаний не в состоянии гарантировать срок службы изделий и нести ответственность за его нарушение. При этом Министерство обороны устанавливает сроки службы изделий, которые исчисляются порой десятилетиями, тогда как участники рынка ориентируются на потребительские изделия с коротким жизненным циклом. Начальник отдела пластмасс «ОКБ КП» Геннадий Рывкин остановился подробнее на индустрии фторопластов, которые используются для выпуска специальной огнестойкой изоляции. По его словам, в этой индустрии наблюдается парадоксальная ситуация, когда отечественная продукция экспортируется, а спрос удовлетворяется за счет импорта. При этом по надежности российские фторопласты до недавнего времени превосходили импортные аналоги. Новые переработчики ориентируются уже преимущественно на импортное сырье. Среди других инновационных материалов, которые могут использоваться для выпуска спецкабелей, он отметил стойкие к радиации и высоким температурам полиэфирэфиркетоны, а также ТПУ, которые широко используются в кабелях диагностики нефтепроводов. Однако производители полиэтилена и ПВХ ответили на начинающуюся экспансию этих материалов созданием новых марок термоэластопластов, которые при аналогичных свойствах заметно дешевле. В ходе общей дискуссии участники конференции отметили, что ПВХ и резина сохраняют позиции в качестве изоляционных материалов для выпуска очень широкой номенклатуры кабелей, однако наиболее коммерчески интересные кабели для нефтяной индустрии и энергетики производятся с использованием либо импортного сырья, либо его аналогов. Так, например, вместо сшитого в реакторе и достаточно дорогого полиэтилена Borealis и Dow некоторые переработчики используют сшитый самостоятельно более дешевый ЛПЭНП, который с успехом продается на рынке. Об этом, в частности, рассказал генеральный директор «Геробпласт» Николай Лавриненко. В компании «Метаклэй» пошли дальше и, по словам заместителя гендиректора по производству композитов Михаила Анисимова, создали собственный аналог катализатора западной компании. Помимо импортозамещения отрасль активно двигают вперед и экспортные проекты. Так, несмотря на легальный статус ДОФа, в России все активнее используется ДИНФ. Полученные пластикаты идут на изоляцию шнуров бытовой техники, которые российские кабельщики продают в страны Евросоюза, где ДОФ запрещен. По словам главы компании Creon Фареса Кильзие, сам факт обсуждения перспектив замены пластикатов ПВХ другими материалами говорит о том, что жизненный цикл этого продукта находится в фазе спада и его будущее, как и будущее бизнеса всех связанных с ним участников отрасли находится под большим вопросом. При этом спрос на пластикат поддерживается только за счет его дешевизны и возможности получения суррогатов, а экологический фактор, в отличие от других стран, в России совершенно не учитывается. Однако если в Европе использование пластикатов ПВХ ограничивается постепенно, то в России все может быть иначе. Когда лоббистские усилия защитников этого продукта иссякнут, производители конкурирующих материалов вполне могут добиться запрета его выпуска и применения. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка сшитых кабельных марок полиэтилена можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок сшитых кабельных марок полиэтилена в России». www.rcc.ru |