Белорусы уже начали торг, проявив при этом серьезный аппетит: они оценивают МАЗ в $2,5 млрд. – это дороже, чем стоит КАМАЗ, масштаб которого с белорусским заводом несопоставим… Напомним, о том, что Ростехнологии ведут переговоры о покупке пакета МАЗа для включения его в состав КАМАЗа, впервые сообщили в декабре прошлого года сами белорусы. Причем это заявление прозвучало незадолго до президентских выборов в этой стране. И вот, похоже, стороны переходят к активным действиям. Вчера информагентства распространили заявление главы "Ростехнологий" Сергея Чемезова, который сообщил о своем письме белорусским властям, в котором Минску предлагается объединить МАЗ и КАМАЗ. ДЕНЕГ НЕТ, НО ЕСТЬ АКЦИИ Чемезов объяснил схему, которая может быть использована при объединении. По его словам, предполагается провести допэмиссию акций КАМАЗа. Затем власти Белоруссии получат в акционерном капитале КАМАЗа пакет акций в обмен на 100% акций МАЗа. Кстати, вот и ответ на слова Когогина о том, что денег на покупку МАЗа нет – об этом он говорил еще в декабре, комментируя новость о переговорах. Иными словами, рассчитаться за МАЗ Ростехнологии готовы частью КАМАЗа (напомним, что госкорпорация контролирует 49,9% челнинского автогиганта). Размер допэмиссии, однако, неясен. ПОЧЕМ МАЗ? Понятно, что в результате этой допэмисии доля всех нынешних акционеров будет размыта, в том числе и самих Ростехнологий, и стратегического партнера КАМАЗа – Daimler (11%), а также «Тройки Диалог» 27,3% и ЕБРР (4%). Как заявил Чемезов, Daimler и ЕБРР дали предварительное согласие на это. При этом интересно, что буквально недавно Тройка заявляла о планах продажи 10% камазовских акций Daimler. Напомним, что в свое время и Чемезов говорил о том, что со временем не исключается вариант продажи Daimler контрольного пакета КАМАЗа. По всей видимости, сделку с МАЗом следует рассматривать именно в этом контексте. Если она состоится, то Daimler сможет получить в итоге партнерство (с перспективой контроля) с двумя крупнейшими в СНГ производителями грузовиков. Вероятно, это в конечном счете и есть цель многоходовой комбинации, которую ведут Чемезов-Когогин и Daimler, исходя из идеи, что КАМАЗ должен интегрироваться в мировой автопром. По идее, в этом могут быть заинтересованы и белорусы. Дело в том, что традиционно для МАЗа основным рынком сбыта была Россия, но в кризис он стал резко терять долю на нем – так, в 2009 году года сбыт грузовиков в натуральном выражении сократился почти в 2,5 раза. При этом реализация автомобилей на российском рынке снизилась почти в 8,5 раза! В результате доля РФ в общем объеме поставок сократилась с 55 до 16%. По данным отчетности группы ГАЗ (выпускает грузовики «Урал»), в 2009 году в России было продано 42,5 тыс. тяжелых грузовиков (включая импортные подержанные), их них на КАМАЗ пришлось 22 тыс., а на МАЗ — 1,4 тыс. В этой ситуации для Минска, возможно, вовремя найти для МАЗа хорошего покупателя – не самый плохой вариант. ЦЕНА ВОПРОСА Безусловно, не факт, что цена, которую белорусы называют, адекватна. Вчера глава государственного комитета по имуществу Белоруссии Георгий Кузнецов заявил, что Минский автомобильный завод оценен властями Белоруссии в $2,5 млрд.. Для сравнения: капитализация КАМАЗа вчера в конце дня составляла $2,02 млрд. Да и то, следует учесть, что сегодня камазовские акции скакнули на 6,08%, благодаря новости от Чемезова. Кстати, отметим, что аналитики из Ernst&Young оценивали МАЗ в 1 млрд. долларов. Словом, торг уместен... Вообще, стоит отметить, что МАЗ – очень закрытая структура, свою отчетность он не публикует. В СМИ, правда, просачиваются кое-какие данные о его деятельности. Так, в январе - октябре 2010 года завод выпустил 8773 грузовика, 1345 автобусов и 22 троллейбуса. По данным СМИ, выручка завода в январе - июне 2010 года составила $418 млн., прибыль - $38 млн. Отметим, что КАМАЗ в 2010 году продал более 32 тысяч машин и получил выручку как минимум втрое больше… Отметим интересную деталь: ни на КАМАЗе, ни в Ростехнологиях оказались не готовы прокомментировать эту новость: в пресс-службе КАМАЗа на просьбу газеты "БИЗНЕС Online" прокомментировать возможное слияние компаний посоветовали обратиться в Ростехнологии. А в Ростехнологиях, после нескольких часов раздумий – в пресс-службу КАМАЗа. Такая неготовность к информационному сопровождению столь важного события выглядит несколько странной – сделать предложение на миллиарды в долларах, а потом сыграть в молчанку… БИЗНЕС Online |