Об этом рассказал руководитель направления развития и проектирования компании Федор Крицкий во время семинара на тему «Современные инновации в развитии трубопроводных систем РТ», который прошел в конце прошлой недели в минстрое РТ. Прежде чем говорить о реальности задуманных планов, надо сказать несколько слов о самом производителе. ЗАО «Техстрой» было создано в 2000 году и первоначально являлось дилером Казаньоргсинтеза, продавало его трубную продукцию. Но в 2007 компания решает стать конкурентом своему бывшему партнеру. «С заводом «Казаньоргсинтез» мы перестали работать, потому что он перестал справляться с возросшими потребностями нашей компании в полиэтиленовых трубах, сроки поставок определял Оргсинтез, а нас и наших клиентов это не устраивало. Потому что, когда идет строительство, то труба нужна сегодня, а не через неделю», - объяснил причину создания завода корреспонденту «БИЗНЕС Online» Федор Крицкий. Правда, за завесой тайны так и остался вопрос о том, кто стал инвестором. Согласно данным СПАРК, известно, что гендиректор Алесей Алексеев владеет 0,01 % акций предприятия. Поэтому остается только догадываться, кто загадочный инвестор, который может позволить себе построить завод и обеспечить госзаказами? По итогам 2009 года оборот предприятия, например, составил 1,9 млрд. рублей. ГОСЗАКАЗОМ ОБЕСПЕЧИЛИ Не меньшую интригу придает ситуации то, что время строительства завода Техстроя совпало со стартом программы модернизации завода полиэтилена низкого давления (ПНД) на Казаньоргсинтезе. Одним из своих конкурентных преимуществ Техстрой считает отлаженную логистику. Как рассказал Крицкий на семинаре, предприятие имеет производственно-складскую базу общей площадью 3,2 гектара, поэтому есть возможность создать достаточные товарные запасы. А вот не работать исключительно на склад, по заверениям представителям компании, помогают система госзаказа и Газпром. Отметим, что на сегодняшний день «техстроевские» трубы уже используются при строительстве пятнадцати объектов Универсиады, а так же в рамках программы «Чистая вода». В частности, полиэтиленовые трубы этого предприятия использовались и на Деревне Универсиады, и на строящемся стадионе «45-тысячнике». Несомненно, плюсом является то, что одним из заказчиков ЗАО «Техстрой» является Газпром, а с этим заказчикам, как известно, мечты сбываются. ПЕРСПЕКТИВЫ ЕСТЬ, НО КРИЗИС СЪЕЛ РЫНОК НА 20% Говоря о российском рынке полиэтиленовых труб, аналитик ИК «Финам» Максим Якушев рассказал «БИЗНЕС Online», что после 2009 года спрос на данную продукцию в России практически не изменился. «Сегодня трубный рынок представлен за счет производств с небольшими мощностями – это объясняется тем, что войти в этот бизнес легко, технологии процесса развитые и недорогие. Тем не менее, рынок полиэтиленовых труб остается пока перспективным, так как износ труб, обеспечивающих потребности ЖКХ, составляет до 71 процент по всей стране. В 2008 году большинство ЖКХ и муниципальных органов власти сократили закупки труб, перейдя на ремонт коммуникаций. Из-за этого рынок уменьшился до 20 процентов», - говорит Якушев. ПОБЕДА ПОЛИЭТИЛЕНОВОГО ЛОББИ Однако, по мнению аналитика, сегодня ситуация начинает меняться к лучшему, - благодаря программе «Чистая вода». На нее из федерального бюджета выделено ни много, ни мало - 18 млрд. рублей. Именно в ее рамках поступают заказы на прокладку новых коммуникаций. По данным минстроя, в Татарстане ситуации с износом водопроводно-канальных сетей лучше, чем в целом по России. Износ труб составляет 49 процентов. На руку татарстанскому производителю может сыграть и то, что изношенные коммуникации решено менять на полиэтиленовые трубы, которые обыгрывают чугунные и железобетонные трубы - высокой износостойкостью и менее дорогостоящим монтажом. Так, Крицкий заявил, что если сравнить стоимость стальной трубы размером 1400 мм, с учетом доставки, ее цена получается порядка 50 тыс. рублей за метр, а полиэтиленовая труба с давлением до девяти с половиной атмосфер, с учетом стоимости доставки и монтажа, обойдется в 35 тыс. рублей за метр ЧЕТВЕРТЬ У «КАЗАНЬОРГСИНТЕЗА» По данным статистики, на сегодняшний день больше всего в России производится труб полиэтиленовых, полипропиленовых и ПВХ, меньше всего – металлопластиковых. Это связано с тем, что металлопластик довольно хрупок, а в случае аварии достать готовый продукт довольно сложно. Что касается рынка пластиковых труб, то более 50% от его общего количества приходятся на продукцию группы «Полипластик» и ОАО «Казаньоргсинтез» (27%). На долю ООО «Бородино-Пласт» и ЗАО «Сибгазаппарат» приходится по 5% от общего объема производства отечественных полимерных труб. Казанская компания «Техстрой» находится на третьем месте по объемам продаж в 12% (хотя на семинаре представители говорили о доле в 20%). По словам Якушева, в 2010 году зарубежные конкуренты отечественного производителя поставили 30% от всех пластиковых труб. По мнению экспертов, доля зарубежных производителей вряд ли вырастет. «Наиболее дешевым вариантом сейчас являются трубы из Китая, которые относительно дешевы, но, как и все, что производится в поднебесной, эти трубы достаточно низкого качества, что, естественно, может вызвать определенные проблемы с аварийностью. Плюс низкие цены могут подорвать саму систему отечественной отрасли», - считает аналитик «Финам». ВСЕ ДЕЛО В СЫРЬЕ? Вообще, во время общения с журналистами представители «Техстроя» отметили, что главной проблемой в «трубном» бизнесе является то, что уровень цен на продукцию определяется не интенсивностью спроса, а себестоимостью производства. Сырье дорожает еженедельно, а большинство предприятий зависит от него. И, похоже, Техстрой, став конкурентом Казаньоргсинтеза, попал в зависимость от мировой конъюнктуры, поскольку предприятие использует немецкое и южнокорейское сырье. При этом Крицкий ссылается на то, что местный материал с Оргсинтеза оставляет желать лучшего. В свете роста цен на энергоносители и зависимости от поставок иностранного сырья, эксперты неоднозначно оценивают планы Техстроя по завоеванию трети российского рынка полиэтиленовых труб. Это реально - при условии резкого увеличения заказов. Естественно, рынка одного Татарстана для этого недостаточно. По мнению аналитиков ИК «Финам», запущенная компанией экструзионная линия battenfeld-cincinnati для производства напорных труб диаметром 1600 мм, способна увеличить мощности в два раза и увеличить ассортимент продукции для внутреннего рынка. «Однако приведет ли этот шаг компании к увеличению реализованной продукции, остается под вопросом, так как линия еще находится в процессе внедрения», - резюмирует Якушев. ЗАО «Техстрой» - производитель магистральных полиэтиленовых труд. Компания создана 1 сентября 2000 года. Генеральный директор – Алексеев Алексей Владимирович – владеет 0,01 % акций компании. Выручка по итогам 2009 года - 1,9 млрд. рублей; чистая прибыль - 3,8 млн. рублей. Первоначально компания специализировалась только на продаже трубной продукции ОАО «Казаньоргсинтез», и с 2002 года стала его официальным дилером. В 2003 году компания организовала собственное производство фасонных изделий и сварочного оборудования. В этом же году Техстрой получил строительную лицензию, что позволило начать активную работу по прокладке трубопроводов по всей территории России. В 2005- 2008 годах открылись представительства компании в Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Ростове, Новосибирске. В 2007 году создано собственное производство полиэтиленовых труб. С анализом технологий производства и анализом текущего состояния и прогнозом рынка Вы можете познакомиться в отчете маркетингового исследования Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков: Рынок гибких труб в ППУ изоляции в России Исследование рынка полиэтиленовых труб в России Рынок корругированных труб для дренажа и ливневой канализации в России Рынок стеклопластиковых труб в России Рынок ПВХ труб: возможности импортозамещения и анализ рынков сбыта в период кризиса Рынок полипропиленовых труб: возможности импортозамещения и анализ рынков сбыта в период кризиса Потребление полиэтиленовых и полипропиленовых труб в ЦФО Тимур Гайнутдинов Арслан Минвалеев БИЗНЕС Online |