Сила обстоятельств В Украине условия для ведения бизнеса в секторе переработки полимеров сложились таким образом, что нет возможности делать долгосрочные прогнозы методами статистического анализа. Помимо действия внутриконъюнктурных причин, слишком много факторов вмешивается в развитие рынка из внешних сторон. Это приводит к невозможности выявить новые закономерности и корреляции между разными группами политических, экономических, финансовых и сугубо рыночных факторов, сумма воздействия которых определяет темпы развития рынка полимеров.
Если рыночная ситуация меняется быстро и хаотично, то невозможно экстраполировать тенденции прошлых периодов на будущее. А раз для математических методов прогноза не хватает достоверных данных, то будем опираться на те тенденции, проявления которых сегодня заметны на отечественном и ближайших соседних рынках. «В сфере переработки полимеров на мировом рынке произошло серьезное падение, обусловленное снижением спроса со стороны рынков потребления готовой продукции. Например, сбыт готовой продукции отрасли автомобилестроения упал, по итогам кризисного периода, на 60-70%, а упаковочная отрасль в среднем потеряла 30-40% объемов сбыта, – объясняет Евгений Родин. – Конечно, в разных странах уровень снижения сбыта полимерной продукции был разным, но тенденция к снижению объемов производства оставалась характерной для всего рынка. В период экономического кризиса ситуация усугубилась еще и тем, что на некоторое время были приостановлены инвестиции в отдельные перспективные проекты. Причина все та же: неопределенность в секторе сбыта. Ведь, еще раз подчеркну, проблемы коренятся не в оборудовании, не в сырье, а в сбыте продукции, снижение которого автоматически влечет снижение производства и продаж по всем звеньям». Сила спроса Пока отсутствует возможность прогнозирования общей ситуации в сфере переработки полимеров, можно делать некоторые выводы, исходя из тенденций производства определенного сегмента рынка. В нашем случае, это литье пластмасс под давлением. «Наша компания рассчитывает на возобновление роста потребления оборудования в Украине. Этому есть положительные предпосылки. В частности, определенный успех был достигнут на рынках России и Беларуси, где за прошлый финансовый год было продано почти 100 машин фирмы ENGEL на сумму порядка €20 млн», – подчеркивает Олаф Кассек.
Также следует помнить еще одно правило: когда меняется модель потребления, то следствием этого будет рост прибылей одних сегментов переработки полимеров и в противовесе – уход в минус других сегментов. Например: зависимость населения от сферы продовольственного снабжения будет обеспечивать пищевой промышленности спрос, который хотя и падает в некоторых сегментах в кризисные периоды, но достаточно быстро возобновляется. Это стимулирует развитие и возобновление объемов производства сектора пищевой упаковки и, как следствие, продажи специализированного оборудования. Поэтому производство товаров повседневного спроса остается привлекательным направлением для всего мирового рынка. «По итогам завершенного в конце марта финансового года, имело место увеличение продаж компании Engel на 30-35%.
При этом свыше 95% оборудования, произведенного австрийскими заводами фирмы ENGEL было поставлено на экспорт, – рассказывает Евгений Родин. – По рынкам Беларуси и России, финансовый год компании ENGEL был лучшим по обороту в секторе продаж оборудования для литья пластмасс. В России фирмой ENGEL летом 2010 г. был реализован комплексный проект на поставку оборудования для производства ящиков под фрукты общей стоимостью €3,5 млн. В Украине же темпы развития полимерного рынка значительно ниже, что, как уже было сказано, зависит от нескольких факторов, по причине которых производителю готовых изделий не обеспечивается уверенность в гарантированном сбыте». Сила подхода
В направлении полимерного литья нужно разделять стандартные и высокие технологии, чтобы понять закономерности развития видов оборудования. Как раз в отношении стандартных технологий Украина располагает большим потенциалом. Наибольшая доля этого потенциала приходится на сектор модернизации, замены старого оборудования. «Это направление должно развиваться, ведь на базе старых машин нельзя построить современную отрасль литья пластмасс, – подчеркнул Евгений Родин. – Свой, хотя и небольшой, сегмент промышленного потребления имеют и высокие технологии, где используются новейшие или уникальные разработки».
Объемы применения высоких технологий сильно зависят от инвестиций, каналы поступления которых сегодня очень сужены. И если абстрагироваться от текущей сложной финансовой ситуации, то, по большому счету, инвестиций никогда не хватает.
Другой вопрос – это необходимость всегда скрупулезно рассчитывать стоимость и окупаемость проекта с учетом максимально возможного количества рисков. Это поможет определить производителю свое место на рынке переработки полимеров и выстроить политику ведения конкуренции. «При внедрении новых разработок в области современной упаковки необходимо помнить, что готовая упаковка должна обладать эксплуатационной технологичностью с позиций удобства использования конечным потребителем и одновременно приносить экономическую выгоду производителю, – подчеркивает Евгений Родин. – Примером тому может служить новейшая разработка нашей компании потребительской упаковки для косметической продукции. Это гибкая полимерная туба с крышкой, произведенная методом литья под давлением из двух различных материалов с IML-этикеткой в процессе одной технологической операции. Новые тубы с интегрированными крышками позволяют экономить как на материалах, необходимых для их создания, так и на времени цикла производства». В секторе оборудования для литья пластмасс проекты могут окупаться и за считанные месяцы, и за несколько лет. Например, при условии круглосуточной загрузки машинного комплекса средней величины и высокой производительности, выпускающего, скажем, такое упаковочное решение как «контейнер плюс крышка», оборудование может окупиться в течение года. Большие производственные комплексы имеют другие циклы, поэтому и сроки окупаемости больше. Хотя даже в этом случае возврат вложений не должен превышать трех лет. «Мы прекрасно понимаем сложности заказчиков литьевого оборудования тех стран, которые находятся в переходном периоде. У них проблемы финансирования имеют хронический характер и стоят особенно остро. При процентных ставках в 20-25% окупаемость любого проекта будет «стремиться к нулю», – констатирует Олаф Кассек. – Поэтому наша компания поставляет не только качественную технику, но и предоставляет схемы финансирования, гибко адаптированные под возможности заказчика».
Ольга Бут. Беседу вел Вадим Герасимчук Полную версию статьи читайте в журнале «Мир упаковки» № 6 (76) 2010 |