Так, в ноябре продажи выросли на 80%, было реализовано около 190 тыс., что на 85 тыс. больше, чем в ноябре 2009 года. По отношению к прошлому году рынок вырос почти на треть, а по сравнению с докризисным 2008 годом пока зафиксировано падение на уровне 37%, подсчитали аналитики агентства "Автостат". "Можно сказать, что на сегодняшний день российский автомобильный рынок находится на устойчивом курсе к восстановлению. Если опираться на прогнозы аналитиков, то ожидаемый уровень продаж в 2011 году составит два миллиона автомобилей. По прогнозам, полное восстановление рынка и приближение к докризисным показателям ожидается ориентировочно в 2012-2013 гг. за счет роста общего потребительского спроса, "отложенного спроса", госпрограмм поддержки автопрома и возвращения на рынок привлекательных программ кредитования, - говорит Юлия Дытченкова, член правления группы компаний "Независимость". - Рост будет также обусловлен низкой обеспеченностью автомобилями в России, ростом доходов, развитием финансовых услуг. Основной прирост придется на бюджетные иномарки, продажи которых в кризис сократились наиболее сильно. Этому также будет способствовать увеличение локализации производства иномарок (в первую очередь бюджетных)". Правительство в этом году продолжит программы поддержки автопрома. "На эти цели из федерального бюджета будет выделено более 17 млрд рублей, в том числе на утилизацию - 13,5 млрд, на программу льготного кредитования - 2,8 млрд и еще миллиард на перевозку автомобилей на Дальний Восток", - сообщил на совещании в Нижнем Новгороде Владимир Путин. Это не ниже объемов финансирования прошлого года. Напомним, правительство в 2010 году на стимулирование спроса на автомобили потратило 44 млрд руб., из них 13 млрд пошли на финансирование программ утилизации и льготного кредитования. Программы господдержки, которые в основном касались отечественных авто и бюджетных иномарок, повлияли на итоговые результаты продаж. В десятке наиболее продаваемых моделей года на первых строчках сплошь отечественные авто: вазовская классика, "Калина", "Самара", "Приора". Их продажи взлетели благодаря программе утилизации и субсидирования ставок, однако все последние месяцы они теряют позиции. Среди иномарок за последние месяцы существенно выросли продажи Opel Astra, Nissan Qashqai, Ford Focus и Renault Logan. Причины, подогревшие интерес покупателей к этим моделям, совершенно разные. Так, октябрьский взлет Opel Astra эксперты связывают с выходом новой модели. В октябре пришла большая квота заказанных автомобилей, и все они были реализованы. На Nissan Qashqai в октябре действовали дополнительные скидки 30 тыс. рублей. К тому же в октябре 2009 года машин на складах дилеров практически не оставалось, так как в 2009 году Nissan автомобилей 2009 года выпуска практически не импортировал в РФ. В конце сентября - начале октября пришли все заказные клиентские автомобили и много машин в свободную продажу. Также на увеличение спроса на Qashqai положительно повлияли высокая цена и длительный срок поставки его прямого конкурента - KIA Sportage. На объеме продаж Ford Focus, по мнению дилеров, положительно сказывается увеличение объемов производства во Всеволжске (и соответственно отсутствие дефицита на эту модель), большой выбор цветов и комплектаций, привлекательная политика скидок производителя и активная рекламная поддержка. В конце 2009 года наблюдалась нехватка Renault Logan, сейчас продажам помогают наличие автомобилей на складе и привлекательная цена, рассказывают дилеры. "У нас лидерами продаж стали бренды Audi, Ford и Volkswagen, - сообщают в компании "Независимость". - Несмотря на высокий спрос и отсутствие достаточного количества автомобилей на складе, Audi были одними из самых востребованных среди марок премиального сегмента. Volkswagen в этом году представил наиболее ожидаемые и привлекательные новинки разных сегментов. Касательно Ford можно отметить, что решающую роль лидерства марки сыграла программа утилизации. Продажи по этой госинициативе достигали 20%. По нашему мнению, в 2011 году в лидерах продаж будут модели, которые попадают под программу утилизации. Первые места займут модели автомобильных марок стоимостью до 600 тыс. рублей. Анализируя итоги года, эксперты агентства "Автостат" разделили основных игроков на три группы: лидеры, догоняющие и отстающие. К лидерам они отнесли шесть брендов, которые показали рост не только в сравнении с 2009 годом, но и по отношению к 2008 году. Это Citroen с показателями +36% к 2009 году и +44% к 2008 году. Volkswagen (+43% и +15%); KIA(+56% и +15%); Mercedes-Benz (+60% и +13%); BMW (+27% и +10%); Audi (+22% и +8%). Эксперты особенно отмечают результат KIA, которая вышла на второе место среди иномарок. "Если брать динамику плюс объемы продаж, я бы поставил на первое место KIA, - комментирует директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков. - У этого бренда самая сильная маркетинговая политика. Далее идет ровная группа - Audi, BMW и Mercedes-Benz, между которыми очень сильная внутренняя конкуренция, которая и задает движение. Volkswagen начал наращивать объемы с опозданием, но планомерно, мощно двигается, так как он не выбрал свой потенциал до кризиса. У Citroen хороший старт, но нужно наращивать объемы". Восемь брендов идут чуть впереди рынка и уже в следующем году могут достигнуть уровня 2008 года - результаты этого года превышают прошлогодние, но еще не переросли докризисный уровень. В эту группу "догоняющих" вошли Skoda (+38% к 2009 г. и -9% к 2008 г.); Renault (+29% и -15%); Lada (+45% и -20%); Daewoo (+44% и -27%); Lexus (+67 и -27%); Peugeot (+15% и -27%); Suzuki (+12% и -28%); SsangYong (+46% и -30%). Наиболее высокий потенциал, по мнению экспертов, у Skoda, она уже скоро может переместиться в группу лидеров. Отстающие - наиболее многочисленная группа. Хотя и среди этих брендов большинство показывают рост по отношению к результатам прошлого года, все они демонстрируют снижение продаж в сравнении с показателями 2008 года, причем снижение больше, чем в целом по рынку. В этой группе преобладают японские бренды: Nissan (+17 и -49%), Toyota (+13 и -60%), а самые отстающие - Mitsubishi (+3% и -62%), Mazda (-25% и -69%), Honda (-25% и -80%). В этой же группе расположились и лидеры по объемам продаж Chevrolet (+9 к 2009 г. и -52% к 2008 г.) и Ford (+5% и -53%). Отставание японских брендов эксперты объясняют двумя причинами. Во-первых, это консерватизм и слабая активность развития сборки автомобилей на территории России. Кроме того, те бренды, которые уже имеют сборочные предприятия, не делают ставку на массовые модели. Ольга Заславская "Российская Бизнес-газета |