Такие правила для них уже разработаны и согласованы минэкономразвития и минпромторгом, рассказал вчера журналистам директор департамента особых экономических зон и проектного финансирования минэкономразвития Дмитрий Левченков. Этот документ, по его словам, будет подписан в самое ближайшее время. Впрочем, для достижения поставленной планки компаниям еще будет дано время. Какой именно им срок отведут, Левченков не объяснил. Кроме того, уже работающие в России компании могут по своему усмотрению решать, принимают они для себя новые правила игры или нет. Если новые условия их не устраивают, то компании продолжат работать в рамках прежних соглашений до окончания их срока действия. Но у некоторых игроков срок соглашения заканчивается, например, уже в 2013 году. И в таком случае с этого времени они лишатся предусмотренных в режиме промсборки таможенных льгот. Тогда как перезаключенные соглашения будут действовать еще 8 лет. Подписать их компании должны будут до середины февраля следующего года. Еще один бонус для тех, кто решил переподписать соглашения - это права компаний производить методом крупноузловой сборки не более 5 процентов от числа машин, произведенных в прошлом году. Эта льгота также будет действовать восемь лет, раньше ею можно было пользоваться только 30 месяцев. Левченков не стал прогнозировать, сколько именно компаний пойдут на переподписание соглашений. Но рассказал, что существует несколько достаточно крупных игроков авторынка, которые рассматривают возможность захода на российский рынок на новых условиях. На первом этапе во время режима промсборки для государства было важно затащить на наш рынок крупных иностранных производителей, теперь стоит цель наладить на территории страны изготовление сложных компонентов, поясняет Левченков логику ужесточения правил. Правда, налаживать на территории страны собственное производство автокомпонентов, особенно сложных, имеет смысл только при достижении определенного объема производства, замечает он. Кстати, не исключено, что производить автокомпоненты для российского автопрома будут, в том числе резиденты создаваемой под Тольятти новой особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Предполагается, что работать на автопром будет примерно 30 - 35 процентов резидентов зоны. Импортозамещение в машинно-техническом оборудовании и производстве стройматериалов может быть налажено в новой промышленно-производственной зоне в Рязанской области, рассказал Левченков. Пока, правда, решение о ее открытии не принято. Но такое предложение готовится, скорее всего оно будет рассматриваться в первом квартале следующего года. Между тем параллельно с запуском новых зон министерство и управляющая компания "Особые экономические зоны" проводит мониторинг действующих площадок. Чиновники отслеживают, насколько аккуратно выполняют свои обязательства резиденты и местные власти. Проблемы с этим, как выяснилось, существуют с одной и с другой стороны. Так, было расторгнуто соглашение о создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Краснодарском крае. За три с лишним года ее существования власти не сумели привлечь ни одного инвестора. По схожим причинам не ведется финансирования со стороны государства туристических зон в Калининградской, Иркутской областях и Ставропольском крае. В некоторых случаях у местных властей существуют трудности с софинансированием проектов. Правда, гендиректор УК (ОЭС) Игорь Косов "двоечников" называть не стал. Но дал понять, что определенные административные рычаги воздействия на отстающих существуют. В этом году были расторгнуты и пять соглашений с резидентами технико-внедренческих зон. Сейчас активно проверяются ОЭС промышленно-производственного типа, рассказал Левченков. При этом в случае расторжения соглашения никаких компенсационных выплат компаниям не полагается. "Взаимные обязательства - это не страшилка, а реальность. Инвестор должен отвечать за них рублем, ведь государство представляет беспрецедентные льготы", - комментирует Косов. Елена Кукол "Российская газета" |