Вчера Федеральная антимонопольная служба сообщила, что разрешила «Сбербанк Капиталу» («дочка» Сбербанка) приобрести 51% акций автомобильной компании «Дервейс» (входит в группу компаний «Меркурий»). На «Дервейсе» эту информацию подтвердили, однако от других комментариев отказались. В Сбербанке также предпочли не комментировать ситуацию. Как рассказал РБК daily источник, близкий к автопроизводителю, «Дервейс» — крупный должник Сбербанка, еще два года назад ему был открыт кредит на 1 млрд руб. «Чтобы не набегали проценты, «Дервейс» передает свой контрольный пакет Сбербанку, — рассказывает собеседник РБК daily. — Но если в течение нескольких лет завод отдаст эти деньги, банк передаст обратно акции собственнику». Источник РБК daily, близкий к Сбербанку, подтвердил эту информацию. «Это чисто техническая сделка для контроля за распределением средств на предприятии, — говорит он. — Сбербанк заключил договор с акционером о том, что на время кризисной ситуации завод передается в «Сбербанк Капитал». Как только предприятие выйдет из кризиса, урегулирует вопросы с должниками, завод будет передан прежнему акционеру». Он добавил, что сделка прошла по номинальной цене, и за эту же стоимость завод будет возвращен прежнему акционеру, как только тот рассчитается с кредиторами. Сбербанку не в первой работать с проблемными автопроизводителями. В прошлом году банк и канадская Magna договорились с банкротившимся General Motors о покупке 55% акций немецкой компании Opel за 500 млн евро. Однако, когда стороны практически ударили по рукам, GM передумал продавать компанию, решив, что ему выгоднее развивать Opel самостоятельно. Но автомобильные активы Сбербанк все же заполучил. В декабре 2009 года в банк перешел 51% акций Ижевского автозавода, которые находились у него в залоге по кредиту («ИжАвто» задолжал Сбербанку более 8 млрд руб.). Тогда же для управления «ИжАвто» была создана «дочка» Сбербанка — «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ). В этом году Сбербанк получил за долги оборудование и здания Таганрогского автозавода (ТагАЗ задолжал Юго-Западному Сбербанку 6,3 млрд руб.). На днях банк объявил, что намерен подписать с ТагАЗом мировое соглашение, но его условия не раскрывались. «Несмотря на то что с ТагАЗом у банка подписано мировое соглашение, он может быть передан под управление ОАГ», — отмечает источник РБК daily. Как отмечают участники автомобильного рынка, Сбербанк может объединить под крышей ОАГ трех автопроизводителей. Это мощности завода «Дервейс», рассчитанные на выпуск 100 тыс. автомобилей в год (выпускает автомобили китайской марки Lifan и Haima), и «ИжАвто» проектной мощностью в 220 тыс. автомобилей. Завод уже договорился о выпуске вазовской Lada-2104 и Иж-27175. Hyundai-Kia планирует производить на «ИжАвто» до 60 тыс. корейских машин в год. К тому же альянс Renault-Nissan обсуждает со Сбербанком, основным акционером и кредитором «ИжАвто», возможность выпуска своих автомобилей на мощностях предприятия. ТагАЗ, имея мощности на 180 тыс. машин, выпускает сейчас Hyundai Accent, Sonata, Santa Fe Classic и несколько моделей под собственным брендом. Альянс трех заводов перекрывает требования Минпромторга по новому режиму промсборки: в обмен на восьмилетние льготы на ввоз комплектующих необходимо создать мощности на 300 тыс. авто в год. ОАГ будет вторым после АвтоВАЗа, кто может отвечать этим требованиям. По мнению руководителя направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A.T. Kearney Moscow Евгения Богданова, Сбербанк скорее всего проведет программу оздоровления трех проблемных предприятий и через несколько лет продаст их. «Сбербанк так поступает не только с автомобильной отраслью, но и, например, с недвижимостью. Разумно создать отдельную компанию, нанять профессиональный менеджмент и в среднесрочной перспективе продать активы по наиболее выгодной цене», — говорит эксперт, партнер компании «Дельта аудит и консалтинг» Андрей Комаров.
Евгения Сергиенко, Наталья Старостина http://www.rbcdaily.ru/ |