Для стимулирования спроса производителям молока потребуется снижать цены, в том числе и за счет удешевления упаковки. Молочная полиэтиленовая пленка на сегодняшний день представляется наиболее экономичной упаковкой, что определит рост спроса на неё.
Наиболее перспективным сегментом для нового производителя является сегмент высококачественной трехслойной молочной пленки высшего среднего (70-80% объемов производства) и среднего классов (20-30% объемов производства). При этом, основная цель – постепенное замещение импортной продукции с вытеснением импортеров.
Потенциал замещения импортной пленки составляет как минимум 6,5 тыс. тонн в год. Для среднего производства молочной пленки мощностью 1000 тонн в год загрузка мощностей в первый год производства может составить не более 50%. При удачной сбытовой политике предприятие может выйти на полную загрузку уже ко второму году после запуска производства. Таким образом, рыночная доля нового игрока составит не более 2%. В дальнейшем возможно расширение мощностей за счет запуска новых производственных линий.
В производстве молочной пленки высшего среднего класса используется линейный полиэтилен высокого давления. В отличие от обычного полиэтилена, таможенная пошлина на ввоз которого составляет 10%, пошлина на линейный полиэтилен не установлена. Как следствие, стоимость импортного линейного полиэтилена высокого давления у торговцев составляет 60 тыс. руб./тонна с НДС против 58,5 тыс. руб./тонна ПВД российского производства. При этом использование линейного полиэтилена позволяет получать пленку среднего высшего класса, которая в среднем дороже на 5-10 тыс. рублей за тонну, чем пленка среднего класса, в которой применяется и отечественный полиэтилен. Таким образом, затрачивая на сырье на 1,5 тыс. рублей больше средств осуществляется производство продукта, который на 5-10 тыс. рублей дороже, чем продукт, произведенный из более дешевого сырья.
Снижение курса рубля также будет играть на руку производителю. Стоимость импортной пленки, пошлина на которую составляет 10%, делает её значительно менее конкурентоспособной. Таким образом, возможно замещение импортной пленки и вытеснение импортеров с рынка. Потенциал замещения составляет около 6,5 тыс. тонн пленки в год.
При организации производства молочных пленок, прежде всего, следует выделить технологический и инвестиционный барьеры. Стоимость китайской линии для производства трех/пятислойных молочных пленок составит около 300 тыс. долл. США, стоимость реализации инвестиционного проекта – может достигать 1 млн. долл. США. При этом мощность нового производства составит около 1000 тонн в год. Необходимо отметить, что китайское оборудование обладает худшими характеристиками энергосбережения, расхода сырья и большей численностью обслуживающего персонала, что обусловит низкую конкурентоспособность в сравнении с конкурентами. Стоимость европейской линии может превышать стоимость китайской в 5-7 раз, при этом стоимость реализации инвестиционного проекта может достигать 3,5 млн. долл. США.
Помимо экструзионного производства также потребуется осваивать печать на производимой пленке, что также сопряжено со значительными инвестиционными затратами и технологическими трудностями. В текущих рыночных условиях, при высоких макроэкономических рисках вложения в производство молочной пленки могут окупаться в течение 4-8 лет в зависимости от типа оборудования и изменения спроса на рынке молока.
С анализом российского рынка молочных пленок Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок молочных пленок в России». Polymery.ru
|