Когда динамика роста рынка хлебной упаковки стала очевидной, мы решили углубить производственный процесс, отказаться от продаж незапечатанной пленки и перейти к производству конечной продукции — викет-пакетов для хлеба.
Ведь по-настоящему рентабельным производство пленки может быть только при больших объемах. А что касается рынка СРР-пленки, то он был и остается нишевым сегментом с небольшим объемом продаж. В настоящее время рынок хлебных пакетов из СРР-пленки пока находится в стадии формирования. Его рост очень активен, и темпы выше, чем в остальных сегментах гибкой упаковки. Но при этом нужно признать, что в абсолютных цифрах его емкость невелика. На текущий момент о серьезных объемах потребления хлебных пакетов можно говорить только в двух городах — Петербурге и Москве. Я поставил Петербург на первое место, так как пока рынок этого города существенно более развит, чем московский. До недавнего времени Петербург занимал более 50% от всего российского рынка хлебных пакетов и только в последние месяцы текущего года в Москве также появились заказчики с приличными объемами. Из основных потребителей можно выделить «Хлебный Дом» и «Каравай» в Петербурге и «Настюша», «Щелковохлеб» и «Звездный» — в Москве. Эти компании могут дать разовые заказы, исчисляющиеся тоннами. Заказы других хлебокомбинатов — это сотни килограммов. Если говорить об объемах, то емкость питерского рынка составляет около 40 млн пакетов в месяц. Большую часть потребляют упомянутые «Хлебный Дом» и «Каравай». В Москве объем потребления составляет порядка 30 млн пакетов в месяц. Вся остальная Россия потребляет еще около 30 млн пакетов в месяц. В общем, весь российский рынок хлебных пакетов — это около 100 млн пакетов в месяц. Еще есть совсем небольшой объем потребления викет-пакетов для ручной фасовки, но это не более 7–8 млн пакетов в месяц по всей России.
Производство полного цикла — Мы первыми сделали многие шаги, которые позволили нам быстро выйти на рынок и занять очень прочные позиции во всей России. Что касается московского рынка, то здесь мы безусловные лидеры, так как все крупные игроки были сосредоточены и в основном работали в Северо-Западном регионе. Основная причина нашего активного развития — наличие полного производственного цикла от гранулы до пакета.
Мы предложили хлебокомбинатам очень высокий уровень качества, сервиса, сроков изготовления продукции. Имея опыт производства пленки, мы отработали рецептуру, которая позволяет практически полностью исключить проблемы с ее прочностью, а это является для хлебников одним из ключевых показателей. Мы первыми начали фактически с нуля создавать рынок хлебных пакетов с высочайшим уровнем качества печати. Когда выбиралась печатная машина, и я говорил, что мы планируем купить Windmoeller&Hoelsher Primaflex для печати хлебных пакетов, многие крутили у виска и говорили, что для этой продукции вполне будет достаточно четырехкрасочной китайской машины. А сейчас подавляющее большинство хлебокомбинатов, увидев, какими привлекательными и эффектными могут быть дизайны хлебных пакетов, заказывают именно такую упаковку. В общем, на рынке хлебной упаковки мы подняли планку на такой высокий уровень, что новым игрокам будет уже очень трудно выходить на этот нишевый сегмент, не имея печатной машины уровня W&H и собственной экструзии.
Задаем тон в сегменте
— Тем не менее, конкуренты уже появились. По-другому и быть не может. Мы занимаем доминирующие позиции на московском рынке, но в других регионах есть не менее оснащенные компании. В Петербурге одна компания создала практически аналогичное производство. Как и мы, они купили семислойную экструзионную каст-линию Reifenhauser для производства СРР-пленки и самую современную печатную машину Fischer&Krecke Flexpress 16S. Это очень серьезное оборудование, которое позволит им в будущем бороться за питерский рынок с другим игроками. Другие предприятия в этой ситуации вряд ли имеют шанс закрепиться на рынке Северо-Западного региона. Здесь сложилась ситуация, отчасти аналогичная рынку твист- пленок. Если хочешь заниматься производством твист-пленок, то мало купить только экструдер, нужно еще иметь и металлизатор, без которого компания будет неконкурентоспособна. То же самое и здесь. Рынок небольшой, а игроков, имеющих законченные производственные циклы, достаточно, поэтому без полного производственного цикла рассчитывать на легкую загрузку пакетосварочной машины уже нельзя.
Планы развития — В долгосрочной перспективе все внимание мы планируем сосредоточить исключительно на рынке хлебной упаковки. Уверен, такая концентрация позволит нам достичь серьезных конкурентных преимуществ и быть безусловным лидером в своем сегменте. Традиционно, компании, имеющие викет-машины, изготавливают как пакеты для хлеба, так и пакеты для птицы. Но мы пока не проявляем активности даже в этом очень близком сегменте викетпаковки. Здесь сильны позиции наших конкурентов. Фактически мы полностью оставили этот рынок им, чтобы сосредоточится только на хлебе. Наша головная компания, группа «Селена» — один из крупнейших российских нефтехимических концернов. Таким образом, ресурсы для инвестиций в развитие, как московского производства, так и филиальной структуры достаточно велики. Наш текущий инвестиционный бюджет на 2008 г. в развитие этого проекта превышает 10 млн евро, и мы уже начали программу расширения московского завода. Как только на региональных рынках появятся хоть какие-то серьезные объемы, мы создадим производственный филиал в Уфе, который будет сосредоточен на рынке Поволжского, Уральского и Сибирского регионов. Выбор Уфы обусловлен тем, что в Башкортостане «Селена» уже имеет опыт успешно реализованных производственных проектов.
Особое внимание мы уделяем развитию бизнеса в Петербурге, так как этот город является одним из основных рынков для хлебных пакетов. «Королёвская Упаковка» стремится к безусловному лидерству в общероссийском масштабе, поэтому, несмотря на наличие в Северо-Западном регионе очень серьезных конкурентов, мы планируем упрочить свое присутствие и здесь. Для реализации этих планов есть два варианта. Строительство собственного завода и покупка конкурента. Для обоих вариантов у нас есть и ресурсы, и политическая воля. Если будет реализован план строительства собственного завода, то мы, скорее всего, построим его в непосредственной близости от нового комбината «Хлебного Дома».
Как вы знаете, крупнейший потребитель хлебных пакетов в России, компания «Хлебный Дом», входит в финскую группу Fazer, которая активно инвестирует в развитие хлебного бизнеса в России. Они начали строительство полностью автоматизированного мегазавода в Ленинградской области, и мы хотели бы построить наш завод в непосредственной близости от него, вплоть до того, чтобы паллеты со склада в цех комбината можно было бы возить погрузчиками. Это, безусловно, даст нам определенные конкурентные преимущества в работе с этим базовым питерским клиентом. Ну а если получится вариант с покупкой конкурента, возможно, планировать развитие в этом регионе будет еще проще.
В любом случае стратегия, нацеленная на безусловное лидерство на рынке хлебной упаковки, — это то, к чему «Королёвская Упаковка» целенаправленно идет последние месяцы. За это время мы многого добились, но сейчас подошли к новому этапу, когда конкуренция на основных географических рынках будет обостряться.
C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка неориентированных ПП пленок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок поливных неориентированных полипропиленовых пленок в России».
Флексо Плюс
|