Будучи на АКТО, Анатолий Гайданский рассказал "ВиД", что, скорее всего, австрийской компании будет принадлежать 49% акций нового предприятия, а 51% - "Аэрокомпозиту". Помимо всего прочего, Fischer Composite может привлечь в Казань программы Boeing и Airbus. Старт производства назначен на конец 2012 - начало 2013 года. От успеха предприятия зависит срок создания перспективного российского среднемагистрального лайнера (первый полет - не ранее 2014 года).
Любопытно, что изначально сообщение пресс-службы Президента РТ звучало несколько иным образом: "В Австрии подписан протокол о намерениях по созданию производства композитных материалов для авиационной промышленности на КАПО им. Горбунова", то есть речь шла о создании в Казани производства самих композитов. Но ближе к концу дня текст на сайте Правительства РТ был изменен (хотя на сайтах Президента РТ и Минпромторга РТ на момент сдачи номера в печать он оставался неизменным)… Заметим, что информация по любым авиапромовским проектам выдается официальными структурами крайне дозировано. Вот и вчера сразу после появления сведений о подписании протокола пресс-службы КАПО и Минпромторга РТ затруднились ответить на вопрос, имеется ли в виду производство в Казани самих композиционных материалов.
Опрошенные "ВиД" отраслевые специалисты не исключили, что речь действительно может идти о создании такого завода, но усомнились в возможности организации химического производства именно на КАПО. При этом минимум информации по теме они объяснили возможным "нежеланием сглазить". Другие предположили ошибку в информационном сообщении. Но тогда резонно спросить: разве подписанное на АКТО соглашение не означает, что вопрос о производстве на КАПО изделий из композитов уже далеко вышел за рамки протоколов о намерениях?
От лыж до космоса
На той же авиакосмической выставке в Казани на вопрос "ВиД" о том, где будут производиться сами композиционные материалы, генеральный директор КАПО Васил Каюмов ответил: "Вначале будут привозные, импортные материалы. А потом - все за нашими химиками, за нашими нефтяниками. Но пока в Казани композитных материалов выпускаться не будет. Пока Казани в этом отношении надо догонять". Напомним, что в октябре 2008 года на прошедшем в Казани расширенном заседании Координационного совета по реализации соглашения о сотрудничестве в области развития нанотехнологий, которое провел заместитель генерального директора государственной корпорации "Роснано" Андрей Малышев, обсуждались возможности применения нанотехнологий в авиационной промышленности. В ту пору первый вице-премьер Правительства РТ Борис Павлов поручил руководству КАПО, ОАО "КВЗ" и ООО "Фирма "МВЕН" проработать совместно с ОАО "КНИАТ", КГТУ им. А.Н.Туполева и Казанским государственным технологическим университетом возможность опытного производства и промышленного применения соответствующих новейших разработок на своих предприятиях.
Также отметим следующий момент. В начале августа в беседе с корреспондентом "ВиД" Васил Каюмов не исключил, что в ходе визита Рустама Минниханова в Австрию будет прорабатываться и вопрос сотрудничества с другой компанией этой страны - Diamond Aircraft Corporation. И действительно, вчера Президент РТ посетил цеха по сборке одно- и двухмоторных малолитражных самолетов марки Diamond Aircraft и цех по производству композиционных материалов. Кроме того, Рустам Минниханов оценил летные качества двухмоторного самолета DA-42 производства этой фирмы, приняв участие в демонстрационном полете.
По информации jets.ru, ворвавшись в 1981 году в нишу производства легких самолетов, Diamond Aircraft за рекордно короткий срок вышла в этом сегменте на первое место в Европе и третье - в Северной Америке. Один из коньков компании - разработка композиционных материалов. Наработки Diamond Aircraft в области композитов применяются в производстве гражданской и военной авиатехники по всему миру. В начале лета Diamond Aircraft Industries GmbH наряду с Fischer Composite и тремя другими фирмами числилась среди потенциальных партнеров будущего производства изделий из композиционных конструкций в Казани. В конце июля представители компании посетили КАПО, но, по словам Васила Каюмова, австрийцев в данном случае интересует только российский рынок авиации общего назначения: "У австрийцев имеются конкретные проекты, им интересно, что у нас есть кадры, предприятия, которые выпускают авиакомпоненты и материалы, плюс - завод с аэродромом в черте города. Но надо определиться, кто, помимо австрийской компании, будет участвовать в проекте. Пока думаем - и мы, и они".
В заключение напомним, что изначально фирма Fischer прославилась лыжной продукцией. А, разогнавшись на спортинвентаре, завоевала авторитет в сфере создания материалов для авиационно-космической промышленности - например, композит AirCarbon с успехом используется не только в конструкциях ракеток для большого тенниса и горных лыж, но и в самолетах. А вот в России большим теннисом и горными лыжами отчего-то нередко все и заканчивается.
Автор: Тимур ЛАТЫПОВ, "ВиД" Фотография предоставлена Пресс-службой Президента РТ.
|