Пленки CPP, во многом уступающие BOPP-пленкам, должны были значительно сдать свои позиции и, в конце концов, быть полностью вытесненными с рынка. Однако такой тенденции на данный момент не наблюдается – напротив, производство CPP-пленок растет.
Свойства неориентированного и ориентированного полипропилена отличаются непринципиальным образом, сообщает представитель инжиниринговой компании «Арсенал» Смышляев Андрей Рудольфович. BOPP-пленки имеют значительно лучшие внешние качества, более высокую плотность, а также газопроницаемость вдвое меньше, чем пленки CPP. Пленки из биаксиально ориентированного полипропилена тоньше и прочнее.
Однако в некоторых случаях свойства CPP-пленок предпочтительнее. Так, например, CPP-пленки получили широкое распространение в упаковке хлеба, текстиля, а также зелени. В этом случае наиболее важную роль играет более высокая газо- и паропроницаемость такой пленки, что предотвращает образование конденсата, способствующего тому, что продукт быстрее приходит в негодность, на внутренней стороне упаковки. Ещё одно свойство, зачастую дающее преимущество CPP-пленкам перед пленками BOPP – повышенная прочность на раздир.
Для улучшения свойств CPP-пленок при производстве используются различные добавки. Существуют оптические – улучшающие прозрачность, антистатические добавки, добавки улучшающие стойкость пленки к УФ-излучению, модифицирующие скольжение, слипание и пр. Помимо этого добавки могут быть направлены на оптимизирование процесса получения CPP-пленок. Например, иногда добавляют несколько процентов полиэтилена для повышения вязкости материала при экструзии. Для снижения себестоимости пленки в качестве добавки иногда используют вторичное сырье – в пищевых пленках для внутренних слоев многослойных структур, или в непищевые пленки.
Организовать производство CPP-пленок значительно дешевле, чем организовать производство BOPP-пленок. Оборудование стоит на порядок дешевле: если установка BOPP не может стоить меньше 2 млн. евро, то установки для производства CPP-пленок стоят порядка 200 – 300 тыс. евро. В нашей стране, продолжает Андрей Рудольфович, CPP-пленки производились традиционно на оборудовании небольшого формата, например, на линиях, установленных «Арсеналом» около 8 лет назад, а также на оборудовании, произведенном за рубежом.
На данный момент, по оценке Андрея Рудольфовича, существует порядка 200 производителей пленки из неориентированного полипропилена, причем около половины из них производят пленку исключительно для собственных нужд, вторая же половина производит пленку, как для удовлетворения собственных потребностей, так и на продажу.
Крупные производители CPP-пленки, такие как «Королевская упаковка», «Гранд-Мастер» сейчас практически полностью ориентированы на производство упаковки для хлеба, в то время как потребители этой пленки – производители готовой продукции – испытывают затруднения с покупкой пленки внутри страны. Дело в том, что при покупке пленки для последующей переработки потребители очень часто сталкиваются с тем, что не оказывается партии пленки нужного формата, до получения подходящей партии ждать слишком долго или производитель вдруг оказывается полностью загруженным и отказывается поставлять пленку. В этих случаях потребителю приходится искать новых поставщиков.
Сейчас производители конечной продукции, вышедшие на достаточно большие объемы, стараются приобрести собственное оборудование по производству пленки, тем самым избежать проблем с поставками сырья. Так в свое время поступила компания «Королевская упаковка». По словам Андрея Рудольфовича, компания, по всей видимости, имела достаточно большой сбыт пленки для упаковки хлеба. Для того чтобы самостоятельно производить сырье, компания приобрела оборудование MACRO и, потратив около года на подбор подходящих условий, начала производить пленку в достаточно больших количествах, всю же, по-видимому, и перерабатывая в конечную продукцию.
Торговые каналы распространения CPP-пленки, в общем, не являются свободными, так как эта пленка является узкоспециализированной: каждый потребитель использует пленку определенной толщины, требуется разное сырье для производства пленки. Перенастройка оборудования при этом на выпуск нового вида CPP-пленки является достаточно трудоемкой и требует достаточно длительного времени. Недостаток продукции зачастую компенсируется импортным сырьем. Несмотря на то, что в большинстве случаев это оказывается дороже, иногда потребителю выгоднее наладить поставку импортной пленки, чтобы полностью удовлетворить потребность в CPP-пленке здесь и сейчас.
Что касается сырья для производства самой пленки, то стоит отметить, что для производства CPP-пленок требования к полипропилену гораздо ниже, чем при производстве, например, BOPP-пленок. Из отечественного полипропилена сейчас с успехом производятся BOPP-пленки, поэтому и пленки CPP также можно производить из полипропилена, производимого в нашей стране.
C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка неориентированных ПП пленок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок поливных неориентированных полипропиленовых пленок в России».
Алексей Кашаев www.polymery.ru
|