Конкуренция материалов: полимеры При достаточно четкой «потребительской специализации» каждого упаковочного материала сегментарную структуру рынка не стоит оценивать как статичную. Мы хотели бы остановиться на трех тенденциях, которые могут окрепнуть на рынке полимерной упаковки в текущем году. Первые две являются следствием стремления производителей хлеба к удешевлению упаковки. Таким образом, шанс обрести «второе дыхание» имеют стретч-пленка и ПЭ-пленка, в последние два года активно теснимые ПП-упаковкой. Вместе с этим обретают шанс укрепиться на рынке и небольшие региональные предприятия, занимающиеся производством ПЭ-пакетиков. Такова первая тенденция. Перед крупными хлебозаводами стоит более сложная задача. Переход на материалы из более дешевого сырья не решает проблему, а создает: экономическая выгода данного хода невелика, а качество упаковки может снизиться весьма существенно. В данной ситуации весьма интересным (в ценовом плане) выглядит внедрение «нетрадиционных» отечественных материалов. К таковым можно отнести аналоги каст-пленки, производимые, например компаниями «Гала» и «Политерм». Продукция луганского «Политерма» на 25-30% дешевле традиционной трехслойной каст-пленки, производимой в Украине. С учетом современных экономических реалий такие материалы могут завоевать серьезную долю рынка. На третьей тенденции, определяемой структурой корпуса производителей, заострил внимание менеджер ООО «Поли-Пак Принт» Олег Коцарь: «На сегодняшний день более 60% от всей полимерной упаковки для хлеба – это каст. И доля неориентированного ПП, на мой взгляд, продолжит расти. Популярность данного материала во многом зависит от упаковочного оборудования, работающего на хлебозаводах. Большим спросом пользуется высокоскоростное оборудование для упаковывания в каст-пленку. Общение с руководителями многих хлебозаводов убеждает в том, что им выгодно автоматизировать процесс упаковывания. Ежегодно одна линия позволяет экономить на замененном ею персонале упаковщиков более 30 тыс. грн. Многие производственные объединения и корпорации принимают решения по приобретению упаковочного оборудования и, соответственно, выбору вида упаковки централизованно». Конкуренция материалов: бумага Во многих странах современного мира можно наблюдать попытки ограничить потребление пластиковой упаковки и решить вопрос ее утилизации на законодательном уровне. В то же, время некоторые государства стремятся популяризировать бумажную упаковку. Некоторые производители бумажной упаковки и используют отечественную бумагу, однако неизменное предпочтение все же отдается импортным материалам. Украинская бумага существенно уступает импортной по ряду ключевых качественных параметров, например, гладкости и прочности. Заказчиков пакеты из отечественной бумаги привлекают лишь своей сравнительно меньшей стоимостью. Потому конвертинговыми компаниями используется, по преимуществу, российская и финская бумага. А ее цена, в отличие от цены полимерного сырья, в 2008 г. выросла весьма существенно – адекватно росту курса доллара и евро. Дорогостоящие проекты Достаточно сложным, в особенности на современном этапе развития рынка, представляется внедрение бумажной упаковки в сегмент массового хлеба. Крупные хлебозаводы пока не проявляют заинтересованности в подобных проектах, в особенности после знакомства с их стоимостью: машина по автоматическому упаковыванию хлеба в бумажные пакеты требует инвестиций в сотни тысяч евро. С другой стороны, производители бумажной упаковки пока не нашли оригинального маркетингового хода для освоения данного сегмента, что, безусловно, крайне сложно. По мнению некоторых экспертов, общий объем потребления бумаги украинскими компаниями, производящими хлебную упаковку – порядка 160-200 т/мес. По мнению экспертов, ежемесячно на автоматических линиях производится 25-30 млн пакетов (с учетом потребляемых сетями фаст-фудов). В целом, по Украине доля бумажной упаковки незначительна и на сегодняшний день не превышает 10%. В крупных городах, где мелкий бизнес более развит, бумажная упаковка занимает несколько большую долю рынка. В перспективе, на мой взгляд, бумага может занимать 25-30% от общего объема упаковочных материалов, используемых производителями хлебной упаковки. Тенденция эксклюзивности Но в стабильном позиционном статусе бумажной упаковки для хлеба, в ее элитарности, и кроется потенциал дальнейшего развития. Это как нельзя лучше продемонстрировало ЗАО «Конви», открывшее в декабре прошедшего года новое направление – комбинированной упаковки. Такая упаковка, которая дороже обычного бумажного пакета на 30-50%, используется для дорогих штучных хлебобулочных изделий. По мнению специалистов компании, ее рыночная доля со временем может быть увеличена вдвое и составить около 20% от общего объема хлебной упаковки. Как отметила руководитель отдела пакетов ЗАО «Конви» Яна Пономаренко, «если бы не кризис, рынок оживился бы еще больше. У многих франчайзинговых сетей были серьезные, далеко идущие планы развития. Их реальность подтверждается опытом ряда стран Западной Европы, где подобные сети развиваются весьма активно». «Мир Упаковки» №3, 2009 C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка неориентированных ПП пленок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок поливных неориентированных полипропиленовых пленок в России».
|