В 2004 году были произведены тестовые образцы продукции. «За основу мы взяли первый патент Michelin. Затем дорабатывали техно¬логию собственными силами", — говорит Штефан Прекоп, заместитель генерального директора по технологиям и НИОКР «СИБУР-Русские шины». На сегодняшний день российские «зеленые" шины несколько уступают по своим физическим характеристикам шинам Michelin. Продукция Michelin экономит до 10% топлива, разработки СРШ - максимум 5-6%, но при этом закономерно дешевле, 8 ближайшем буду¬щем компания планирует получить "зеленые» шины с экономией топлива уже 7-8 процентов. СИБУР наде¬ется на фактор собственной, корпоративной науки. В частности, НИОСТ призван решить одну из ключевых проблем для индустрии -зеленых" шин в России. На шинных предприятиях операции подготовки сырья для изготовления резины могут занимать до 60% от общих затрат. Сегодня при изготовлении резиновой смеси вместо технического углерода все чаще используются кислотно-кремниевые наполнители (ККН. или силика). Проблема с добавлением силики в том, что он плохо смешивается с каучуком, в отличие от техуглерода. Существует несколько способов равномерного смешивании каучука с силикой. Первым был изобретен способ улучшения смешивания (жидкофазный), с добавлением связывающих агентов (например, силана}. Хотя и достаточно затратный, он используется в большинстве современных производств "зеленых» шин. Эту технологию дорабатывает Дирекция синтетических каучуков СИБУРа. Второй способ - модификация молекул каучука за счет образования молекулярных групп, связывающихся с силикой - разрабатывает НИОСТ. «Мы ведем параллельные работы. Если у нас получится добиться успеха на двух направлениях, мы сможем производить композитный каучук с силикой. Это будет достижение мирового уровни, так как такой технологии пока нет ни у кого, - делится планами замруководителя Дирекции синтетических каучуков Михаил Гордин, - «За 5 лет мы точно должны ликвидировать наше отставание 8 свойствах продукции. Процесс про-изводства каучука очень энергоемкий. Новый способ смешивания значительно снизит энергопотери этого производства и поможет решить проблему гидро-фобности силики. Сейчас мы ведем с нашими партнерами переговоры о выработке тестовой партии каучука». Разработанная технология позволяет повысить качество смешения силики и каучука и предполагает получение на предприятии по выпуску каучуков практически готовой резиновой смеси, что может в корне изменить всю схему сбыта продукции, повысив ее конкурентоспособность и рентабельность». Экологический аргумент Из двух факторов выбора - «зеленых» шин - экономики и экологии - основной, разумеется, последний. Так что даже российские производители инновационных шин стремятся ориентироваться на экологически сознательную Европу, чья идейность подкреплена дисциплинирующим законодательством. «Недавно наши «зеленые» шины прошли тестирование на соответствие требованиям Volkswagen, мы заключили договор на поставку наших покрышек Cordiant Standart для новых VW Ро1о в Калуге. — говорит Штофам Прекоп (СРШ). — Успешно закончилось тестирование, проведенное фирмой Renault, я настоящий момент идет тестирование фирмой Skoda в Чехии, ведутся пе-реговоры о сотрудничестве с VOLVO. У нас даже есть тех¬нология тропикализации покрышек — для экспортных партий в Бразилию, Турцию, Африку - в состав продук¬та добавляют антитермитные вещества». Пока российские шинники подбираются к мировым стандартам «зеленого" качества, экологический бум порождает причудливые химические соединения. Например, часть технического углерода меняется на кукурузную или соевую пудру, развиваются технологии с использованием рапсового и подсолнечного масла. В креативной Японии сделали шину целиком из природного материала - натурального каучука, с добавкой апельсинового масла и использованием древесного угля. Хотя эксплуатационные характеристики такой шины невысоки и пока она годится только для больничной мебели и тележекдло гольфа. Тем не менее, зеленый вектор обозначился более чем явно. А если учесть, что для автомобилей с гибридными двигателями предпочтительны покрышки с более низким сопротивлением качения для экономии энергии электромотора, то можно предположить — сегодняшние «зеленые" шины вскоре будут означать целую семью разнообразных продуктов, остро конкурирующих за потребителя. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка синтетических каучуков можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок синтетических каучуков в России». www.polymery.ru |