Следует отметить, что в ПВХ листах содержание самого ПВХ составляет менее 80%, остальное – другие компоненты, которые позволяют получать листы с заранее заданными свойствами. Наиболее подходящая аналогия для этого случая – это если считать ПВХ мукой, а различные добавки соль, сахар, яйца, масло, пряности и др. позволяют выпекать или хлеб или булочки или печенье или другие изделия).
Сначала ведущие мировые производители, такие как PALRAM REHAU, VEKA,Simona (Германия), FORMICA (Финляндия) и др., в начале 2000-х гг. через местных трейдеров начали осваивать новый сегмент российского, прежде всего, строительного рынка. (после профиля, линолеума, сайдинга и др.). Затем подтянулись азиатские поставщики (Китай, Южная Корея и др.), с дешевой, но менее качественной и не всегда безопасной для здоровья продукции. К слову этим производителям так и не удалось более-менее значимого влияния на рынке России (менее 10%), как, например, произошло в области текстиля и ТНП – ситуация вполне типична для рынка строительных пластиков. Так и получилось, что западные первопроходцы проложили путь к созданию в России собственных производств в новом полимерном направлении. В результате доля импортных ПВХ листов сократилась с более чем 90% в 2000-2002 гг. до ~30% в конце 2007, которые стала вытеснять продукция с запускаемых отечественных производств. Другой вопрос, что в России не было собственных конкурентоспособных технологий. ЛИСТЫ ПВХ Жесткий ПВХ Компактный лист из твердого ПВХ. «Традиционная» отечественная марка ПВХ – K58 Обладает повышенной ударопрочностью и широкими возможностями обработки. Гладкая поверхность листа идеально подходит для трафаретной печати, термоформования и ламинирования. Толщина листов от 1 мм до 10 мм Типичные размеры листа (мм): 1500 х 3000 (возможны и другие) Вспененный ПВХ Вспененные поливинилхлоридные (ПВХ) листы представляют собой идеальный материал для рекламы, строительства и промышленных нужд, как внутри, так и вне помещений. Листы вспененного ПВХ легки и прочны; поверхность листов обладает универсальными свойствами: на нее можно наносить краску и печатать изображения, ламинировать. Ее можно штамповать, гравировать и фрезеровать (можно использовать обычные деревообрабатывающие станки и инструменты), в зависимости от желания потребителя. ее можно штамповать, гравировать и фрезеровать, в зависимости от желания потребителя. Доперестроечные технологии и те листы, что изготавливались, в частности, на «Мосстройпластмассе» и «Владимирском химическом заводе», могли служить лишь предметом сомнительной гордости и патриотизма немногих «последних могикан» отечественной переработки полимеров. Таким образом, мировой рост цен на полимеры, ставший следствием удорожания углеводородов, сыграл на руку развитию в России производств ПВХ-листов. А относительно высокие показатели окупаемости привлекают на этот рынок все новых игроков. Правильный выбор поставщика – это успех Эффективность будущего производства определяет выбор поставщика технологии/рецептуры/оборудования, сред которых такие «монстры пластпереработки», как, например, Krauss Maffei (ныне KraussMaffei Berstorff, Германия) и Cincinnati (Австрия). И как показала практика пока что молодого рынка, наиболее эффективный путь – это закупка и установка нового оборудования европейских компаний. Он требует наибольших вложений. Хотя при этом также есть возможности их оптимизации. Например, работая со специализированными фирмами, которые индивидуально комплектуют готовые линии. Как рассказал представитель российского отделения одной из таких специализированных компаний – LRS (Германия) – можно снизить стоимость проекта, например, выбрав более дешевое вспомогательное или какие-то отдельные технологические узлы основного оборудования. Кроме того, сотрудничество с такой компанией-экспертом избавляет и от прочей «головной» боли», предлагая фактически готовые линии – под ключ. При этом в качестве основных составляющих (экструдер, каландр, оптимальные рецептуры смесей ПВХ в зависимости от заданных качественных показателей конечного продукта), в наибольшей степени определяющих производительность линии и качество продукции, LRS предлагает машины и решения Krauss Maffei, а также накопленный собственный опыт. Другой вариант – купить б/у европейское оборудование, что обойдется дешевле. Как правило, после некоторой реконструкции, по производительности и качеству оно конечно отстает от нового, но не критично. И третий, наименее эффективный вариант – закупить оборудование в Азии, в частности Китае. Потери в производительности и качестве не будут стоить экономии на инвестициях. Учитывая, что линия из Европы стоит порядка 1 млн. евро, а ее окупаемость при нормальной загрузке составляет 8-9 мес., закупать хоть и вдвое более дешевое, но оборудование «made in China» отпадает всякий смысл. Большинство российских игроков пошли по I и II пути, мало кто установил линии из Китая. «Наш» пионер Пионером на российском рынке стала компания «Юнайтед Экстружн» (офис в Москве), в конце 2005 запустившая собственное современное производство ПВХ-листа (оборудование Krauss Maffei). По такому пути пошли и другие участники рынка, запускающие свои проекты после «Юнайтед Экстружн». В частности, фирма «Интехпласт» (г. Ростов-на-Дону), производящая кроме ПВХ-листов широкую гамму ПВХ панелей и подоконников. Эффективность и надежность оборудования Krauss Maffei – выбор «пионера» - подтверждалась / подтверждается и на других площадках. В данном сегменте – оборудование Krauss Maffei выбрали / выбирают остальные игроки. Линиям другого технического лидера – Cincinnati – не удалось добиться должного признания на российском рынке ПВХ-листа, что подтверждается единичными, эпизодическими поставками. На сегодняшний день компания имеет собственную торговую марку «UNEXT», два вида ПВХ-листа (вспененный, компактный). Ассортимент предлагаемых тощин и размеров довольно широк. Интересно, что «Юнайтед Экстружн» в отличие от большинства крупных игроков специализируется непосредственно на выпуске ПВХ-листа (еще только «Топ Стар в Добрянке). Возможно именно такая стратегия вместе с опытом работы на рынке и эффективностью выбранного оборудования позволила занять компании, по разным оценкам, 20-25% отечественного рынка? Амбициозные планы компании предполагают ее попадание в 10-ку мировых лидеров… По проторенной пионером дорожке Вслед за «Юнайтед Экстружн» начали запускаться и другие российские проекты. Условно можно выделить две основные группы игроков. Первая. Компании, работающие в сфере полимерных стройматериалов, имеющие собственное производство сэндвич-панелей (Росстар, Санкт-Петербург). Ассортимент их предложения, как правило, насчитывает большое количество наименований различных строительных пластиков. Производство сэндвич-панелей, освоение которого под силу любому среднестатическому игроку на строительном рынке, вынуждало их завозить импортный ПВХ-лист (исходный материал). Понятно, что логистически это менее эффективно (особенно если речь идет о вспененном листе), нежели выпускать на месте. Вторая группа – это «оконщики». К ним мы отнесем крупных игроков на рынке ПВХ-профиля и оконных конструкций. В их числе и такое известное имя, как Veka. Надо отметить, что эта компания с мировым брэндом – единственная, имеющая «западное происхождение. В данной индустрии присутствуют в основном отечественные инвесторы. В основном в этой сфере обосновались отечественные инвесторы (только один из крупных игроков – Veka - сегодня имеет европейские корни). Эта европейская компания привезла свой б/у завод из Германия (оборудование Krauss Maffei). На производстве, запущенном в апреле-мае 2008 планируется выпускать листы не только для «оконных» целей, но и изготовления на их основе сэндвич-панелей. Заслуживает внимания компания, только заявившая о планах по созданию своего производства (пуск 2009-2010 г.) - «ВЕЛЬТПЛАСТ» (торговые марки «Weltplast» и «Народные окна»). Занимая прочные позиции на российском рынке профильно-погонажных изделий эта компания стала (в 2007) стратегическим партнером «Лукойл-Нефтехима». Таким образом, увязывая свою производственную программу с планами «Лукойла», в частности по созданию в Калуше в 2008-2009 гг. современных мощностей по выпуску ПВХ-С (оборудование Uhde), решает одну из важнейшим проблем рынка – обеспечение сырьем. Такие сырьевые гарантии в условиях нынешнего дефицита ПВХ в 70-80% - «счастливый билет» на нашем рынке переработки пластиков. Кроме того, в Калуше совместно с европейским лидером по производству ПВХ компанией Vinnolit (Германия) компания «ВЕЛЬТПЛАСТ» планирует построить завод по производству эмульсионного ПВХ (PVC-E) по новейшей западной технологии. Поставщиком оборудования выступит UDHE. Самый молодой на сегодняшний день проект на рынке - компания «Топ стар». Новая линия средней по российским масштабам мощности., в Добрянке Пермского края укомплектована, собрана и запущена в феврале 2008 в сотрудничестве с компанией LRS. Проекты найдут потребителя Тот факт, что этот малоизвестный ранее, населенный пункт за последнее время благодаря новому пуску буквально прославился в среде участников рынка, свидетельствует о наличии потенциального спроса на продукт практически в любом городе России. И хотя изначально проект был ориентирован в первую очередь для «оконных целей» (изготовление откосов), так как производство оконного ПВХ-профиля на той же площадке, даже в Добрянке найдется немало предприятий, которые могут потреблять лист ПВХ. Основные сферы потребление листа ПВХ: 1. Сэндвич панели 2. Окна ПВХ (откосы) 3. Реклама 4. Бытовые и сантехнические перегородки 5. Автопром и др. машиностроение. 6. Судостроение 7. Мебельная промышленность Так, множеству малых и средних предприятий отрасли стройматериалов может быть интересным освоение выпуска новой продукции (сэндвич панели, перегородки для помещений, изготовление мебели и даже «полуфабрикатов» для наружной рекламы) и даже, возможно, укрепить свои позиции на «оконном» рынке. Возможно и появление других направлений применения листа ПВХ с учетом прогрессе в его технологии, появления новых разновидностей и замены полимерами (из которых ПВХ – самый дешевый) других материалов Учитывая ежегодный рост отечественного рынка листов ПВХ на 20-25% есть все основания ожидать новых проектов и выхода на рынок новых игроков. Главная проблема в секторе переработки ПВХ – дефицит самого полимера на рынке России, Украины и других стран СНГ. Новые мощности по нему в России не вводятся (единственный ожидаемый в ближайшее время реальный проект – СИБУР – Solvay в Кстово). В дальнейшем возможно и то, что даже более дешевый и менее качественный ПВХ из Азии будет невыгодно поставлять на наш рынок. А пока что мировая конъюнктура позволяет переработчикам свои новые проекты обеспечивать за счет импорта. Newchemistry.ru Благодарим за информационную помощь в подготовке материала: Игоря Гарбузова, Krauss Maffei Berstorff garbusovi@krauss-maffei.ru Александра Макеева, LRS Planung und Technologie GmbH LRSRUS@CO.RU
|