Именно в них, кроме традиционных сыпучих грузов (мука, крупа), упаковывается и химическая продукция (минеральные удобрения, сода, наполнители и др.). Как сказался кризис на рынке мягкой тары? Какие изменения произошли в его структуре? Есть ли предпосылки для роста? Newchemistry.ru связался крупнейшими игроками… Для химической индустрии наиболее значимым является сегмент биг-бэгов. Около 60% их потребления в среднем по России приходится на химические грузы, из которых, в свою очередь, львиная доля принадлежит минеральным удобрениям. Говоря о последних, стоит заметить, что данная отрасль хоть и пострадала от кризиса, но спад по объемам поставок продолжался недолго (пришелся на конец 2008 и первые месяцы 2009 гг.). Большинство предприятий к ноябрю 2009 г. если не вышли на уровень докризисных объемов, так вплотную к ним приблизились. Другой вопрос – рентабельность… Гораздо хуже обстоят дела, например, у «цементников». Индустрия стройматериалов одна из самых пострадавших в результате экономического кризиса. По словам опрошенных производителей мягкой тары, эта отрасль в плане потребления сегодня «практически не работает». И хотя некоторое оживление здесь наступило, вопрос стабилизации остается открытым. Своим взглядом на текущую ситуацию в потреблении биг-бэгов, проблемы и перспективы рынка делится представитель ГК «Химпэк», лидера в производстве мягких контейнеров для сыпучих грузов. Валерий Степанов, «Химпэк»: - Большая часть наших поставок приходится на химические грузы, в частности, минеральные удобрения. В результате кризиса в конце 2008 г. рынок просел, в первые три месяца 2009 г. ситуация была нездоровой. Но сейчас с ростом цен и спроса положение восстанавливается. Хотя химические производители, на пике кризиса существенно сократив расходы, сейчас не спешат их увеличивать. Сегмент цемента – пожалуй, один из наиболее пострадавших в результате кризиса. Спрос на него сократился более чем вдвое. Тем не менее, уже появляются надежды на оздоровление. Появляются проекты новых производств, а вместе с ними – и «фасовочно-упаковочные» проекты. Говоря о перспективах рынка биг-бэгов, то он в России обладает большим потенциалом. Уже сегодня появляются новые «нетрадиционные» сферы применения. Например, металлургические производства все больше упаковывают в них различные полупродукты, концентраты (железнорудный) и даже отходы... В условиях кризиса, когда поставщики, потеряв рентабельность, начали более внимательно относиться к транспортно-логистическим издержкам, в пользу биг-бэгов отказываются от тех же «традиционных» полипропиленовых 50-кг мешков. Кроме того, существуют эффективные решения, направленные на сокращение издержек при работе с сыпучими грузами, в частности, система Portabulk. Все стадии обращения упакованного продукта здесь оптимально согласованы. Снижение затрат происходит на всех этапах продвижение продукции от производителя к потребителю. Ключевую роль в системе играют конструкционные особенности контейнеров… В Европе сегодня биг-бэги встретишь на каждом шагу: одна только упаковка мусора (труха, трава) может в перспективе обеспечить российскому рынку колоссальный рост! Из отраслевых проблем стоит выделить качество продукции. Далеко не все производители мягкой упаковки используют современное эффективное оборудование, качественное полимерное сырье и аддитивы. Например, под воздействием ультрафиолетовых лучей контейнер, находящийся на солнце, просто рассыпается. Это может дискредитировать имидж полипропиленовой упаковки в глазах потребителей. Мы же используем специальную добавку, препятствующую разложению материала. Другая проблема связана с динамикой цен на основное сырье – полипропилен. В последний год она то падала, то снова росла. Между тем, потребители заинтересованы в долгосрочных контрактах с фиксированными ценами… Группа компаний «Алеко» - другой крупнейший игрок на рынке мягкой упаковки (полипропиленовых мешков, биг-бэгов). Причем, кроме готовой продукции, компания является крупнейшим изготовителем и поставщиком полимерного оборудования. Елена Михайленко, директор департамента полимерной упаковки ГК «Алеко»: - По объемам отгрузок наши потребители (в частности, производители минудобрений) может быть и уже подошли к докризисному уровню. Но это вовсе не означает, что возрастает спрос на мешки и биг-бэги. Химики стремятся к минимизации своих транспортных издержек. Им наиболее выгодно оправлять из России свою продукцию навалом, в минераловозах. В мешки она упаковывается уже за рубежом, и в этом участвуют иностранные фирмы-операторы. В этих условиях сегмент 50 кг мешков оказался наиболее уязвимым (биг-бэги – в меньшей степени). Но тем не менее, они по-прежнему используются (навалом ведь все не вывезешь), например, при экспорте в ближнее зарубежье). Говоря о перспективах, думаю, в ближайшее время особого роста не предвидится. Все зависит от рентабельности химических производителей. Если раньше (до кризиса) при производстве минеральных удобрений она достигала 200%, то сегодня сократилась до уровня 5-10%. В таких условиях производитель стремится минимизировать расходы на упаковку. А такое стремление часто несет в себе определенные риски (когда мешок производится на самом нижнем пределе прочности, или же изготавливается из вторичного полимерного сырья). Из отраслевых проблем, стоит выделить тот момент, что потребитель стремится «застолбить» цену на упаковку на длительный срок (на год). А рыночная цена на полипропилен далеко не постоянна. И подобные долгосрочные контракты для поставщика упаковки связаны с определенными рисками. Структура потребления мягкой упаковки в центральной части России несколько отличается от восточных регионов. Например, на Урале для упаковки минудобрений используется только 20% объема биг-бэгов. Зато есть другой крупный сегмент – так называемый «север» (сервис для добывающих отраслей). Рассказывает представитель компании «Пилен» (Свердловская область). Александр Сергеевич, ООО «Пилен»: - Поскольку 40% наших объемов приходится как раз на «северные» поставки, то падение мы ощутили еще в марте 2008 г. (то есть когда кризиса в России никто еще не ждал). Это связано с конъюнктурой нефтегазового рынка (общемировое потребление углеводородов сократилось), снижением объемов добычи, «заморозкой» новых проектов. Пик этого падения мы ощутили в октябре 2008 г., когда объемы сократились в 5 раз. Сейчас потребление мягкой упаковки постепенно стабилизируется, его уровень составляет 70-90% от докризисного. Правда, стабилизация есть не везде. Например, сегменты металлургических отходов и цемента, сильно «просевшие» в кризис, пока еще далеки от восстановления. При работе с «севером» существует своя специфика, связанная, например, с отсрочками для потребителя. То есть оборотные средства у производителя изымаются на определенный срок. При этом цены на мягкую упаковку сегодня на 15-20% ниже докризисного уровня, а сырье по стоимости вплотную подошло к докризисному уровню. Из этого вытекает дефицит денежных средств… В таких условиях задача у нас была одна: выжить. Резкий спад и низкое потребление за год кризиса привели к тому, что, по нашим данным, с рынка сошло около 20 предприятий сегмента мягкой упаковки. Как видим, в разных сегментах потребления мягкой тары ситуация складывается по-своему. Тем не менее, кризис доказал преимущества и биг-бэгов по сравнению с другими видами упаковки. Биг-бэги сегодня считаются самым растущим и перспективным звеном на рынке. Ожидаемый рост оценивается на уровне 20%. Появляется все больше предпосылок для освоения их производства новыми участниками рынка (например, ранее изготавливающими «традиционные» 50-кг мешки). Тем более, что уровень необходимых капвложений невысок. Newchemistry.ru Подробнее ознакомиться с рынком биг-бэгов вы можете в исследовании «Рынок биг-бегов в России». С бизнес-планом организации производства полипропиленовых мешков коробчатого типа Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Бизнес-план организации полипропиленовых мешков коробчатого типа». www.polymery.ru |