Таможня отказалась от консолидации оформления поставок автокомпонентов в Ленинградскую область на одном посту в Шушарах. Против этого выступали иностранные автоконцерны, для заводов которых предназначались компоненты, и транспортные компании. В результате будет сохранен нынешний порядок оформления на разных постах. Последовать рекомендации ФТС о создании постов прямо на заводах автоконцерны пока не готовы из-за дополнительных затрат. Федеральная таможенная служба (ФТС) отказалась от идеи создания единого специализированного таможенного поста "Пушкинский" для оформления экспорта автокомпонентов на территории логистического терминала Национальной контейнерной компании в Шушарах (Ленинградская область). "Вчера состоялось последнее совещание, где было принято окончательное решение не делать специализированный пост, сохранить существующий порядок, разрешив автомобильным заводам оформление там, где им удобно",— пояснила губернатор. Как рассказывал "Ъ" 12 мая, инициатива таможенников вызвала протест иностранных автоконцернов, чьи заводы расположены в области, а также транспортных компаний, опасавшихся перераспределения грузопотоков в пользу конкурента. По данным губернатора, сейчас рассматривается возможность открытия таможенных постов прямо на предприятиях, причем заводы Nissan и Hyundai уже дали свое согласие. "Но это требует времени, пока все сохранится как прежде, и мы будем продолжать настаивать на устранении существующих сложностей",— отметила Валентина Матвиенко, добавив, что в целом процесс реформирования таможенных постов на Северо-Западе организован неверно. "Новый порядок оформления вводится для борьбы с контрабандой,— пояснила губернатор.— Бороться с ней, конечно, нужно, но у нас получилось как всегда, хотя хотели как лучше: закрыли действующие посты, не создав инфраструктуру, создали паралич на Северо-Западе". В Северо-Западном таможенном управлении ФТС подтвердили "Ъ", что в соответствии с новыми договоренностями автозаводы могут продолжать пользоваться отработанными схемами. "Изначально никто силой автопроизводителей на Пушкинский пост не загонял — он был предложен как наиболее удобный и современный,— говорят в ФТС.— Но если автопроизводителям не хочется менять логистику и проще продолжать работать по-старому — это их право". В таможне подтверждают, что заводам предлагается создать собственные отделы оформления и таможенного контроля, но "пока четкого ответа не получено". Более того, заводы опровергают слова Валентины Матвиенко о готовности создания собственных постов. Например, в Nissan "Ъ" сказали, что "концерн пока не давал на это свое согласие, и открытие собственного таможенного поста требует детальных просчетов". В GM отметили, что "теоретически такая возможность существует, но не в ближайшей перспективе". В обеих компаниях говорят, что им выгоднее сохранить логистику в нынешнем виде (когда компоненты растаможиваются через два поста, принадлежащие ФТС) или даже расширить количество постов, но не обязательно за счет открытия собственного. По словам гендиректора завода Hyundai Ан Чжу Су, создание собственного поста "потребует больших затрат и времени", поэтому сейчас компания заинтересована сохранить возможность таможенной очистки грузов, как и прежде, на посту в Кронштадте. По оценке директора исследовательского агентства Infranews Алексея Безбородова, затраты на полное обустройство нового таможенного поста составляют $5-6 млн, а его поддержка в течение года стоит $2-3 млн. По данным PricewaterhouseCoopers, в России в 2009 году было собрано иномарок более чем на $6 млрд. Но, уточняет Иван Бончев из Ernst & Young, инвестиции в создание автосборочного производства в России в среднем на компанию составляли всего $100 млн. С этой точки зрения на пост требуются "немаленькие деньги", отмечает эксперт. Впрочем, в концернах, уже открывших посты на заводах, утверждают, что можно обойтись меньшими суммами. Например, в российском офисе Renault, на московском заводе которого работает пост, "Ъ" сказали, что затраты "несопоставимо ниже — настолько, что подсчитать их крайне сложно". Возможно, затраты на создание поста действительно невысоки, говорит Иван Бончев, но в целом "постоянное присутствие представителей таможенной службы на промышленном предприятии — это, наверное, достаточно спорная перспектива для собственников, и, возможно, не все автоконцерны хотели бы этого". Дмитрий Беликов, Алексей Екимовский; Михаил Серов, Владислав Литовченко, Константин Андрианов, Санкт-Петербург Коммерсантъ |