Мария Чалпан, начальник отдела маркетинга компании «Ледь» (Барнаул) — Безусловно, кризис сказался на темпах роста рынка бутилированной воды. По данным статистики, снижение темпов роста российского рынка бутилированной воды за первую половину 2009 года составило примерно 4%. Что касается нашей компании, направление доставки воды для кулеров (для дома и офиса) пострадало более всего за счет оттока корпоративных клиентов. Одни прекратили деятельность, у других произошло существенное сокращение затрат на воду. Однако в целом падения не наблюдается, рост объема продаж с начала года к прошлому году составляет пять–семь процентов ежемесячно, поскольку приток новых покупателей замещает отток клиентов, хотя замедление роста наблюдается по сравнению с темпами 2008 года, когда прирост составлял не менее 20–30%. Вместе с тем, несмотря на кризис, на рынке доставки кулерной воды появляются новые компании, что также приводит к частичному перераспределению объема продаж между игроками. Нужно отметить в этом году по сравнению с прошлым годом существенный рост эконом-сегмента, который происходит как за счет притока новых клиентов, так и за счет перераспределения — многие клиенты отказываются от более дорогой воды в пользу более дешевой. Так, в июне 2009 года по сравнению с июнем 2008−го в эконом-сегменте направления доставки воды рост произошел в три раза, в направлении продаж воды в пакете 3 литра можно отметить рост в 1,5 раза. В этом году нами на рынок были выведены вода «Студеная», обогащенная йодом и селеном, и вода «Студеная», обогащенная фтором, в бутылке 1,25 литра. Направление вод, обогащенных дополнительными микронутриентами (с добавленной пользой), мы считаем перспективным и уже несколько лет выпускаем обогащенные воды в бутылях 13 и 19 литров. Обогащенная вода в бутылках 1,25 литра позволила расширить круг потребителей, так как стала доступна для них в торговых сетях. Что касается наших поставщиков, то можно констатировать, что, несмотря на кризис, снижения цен не произошло. Наоборот, они повысились, например, на этикетку. Сегодня, как и раньше, мы выбираем поставщиков исходя из принципа адекватного соотношения цены и качества. В 2009–2010 годах, на наш взгляд, не ожидается как существенного падения, так и роста рынка. Скорее всего, можно прогнозировать незначительный рост сегмента питьевой бутилированной воды, поскольку, по данным социологических исследований, которые мы проводим ежегодно, большинство потребителей бутилированной воды использовали раньше для питья водопроводную воду, а поскольку качество ее не улучшается, все больше потребителей будет продолжать отказываться от нее в пользу бутилированной. Вместе с этим мы считаем, что существенно повлияет на динамику рынка сокращение или прекращение финансирования поставок воды из бюджетных средств по различным программам (например, для школ, детских садов, больниц), поскольку уже сейчас сказывается недополучение налогов местными бюджетами. Ирина Ковригина, управляющий директор ЗАО «Эковита», (Красноярск) — Рынок потребителей бутилированной воды в поликарбонатной таре 18,9 и 13 литров — класса «премиум» сократился. Это связано с введением режима жесткой экономии для большинства корпоративных клиентов — нужно выжить. Бутилированная вода в ПЭТ таре и стекле показала рост продаж (в среднем 25% в сравнении с 2008 годом). Наша клиентская база расширилась за счет потребителей ближнего круга — Хакасии, Кемеровской области и дальнего — Москвы, Санкт-Петербурга. Ведем переговоры с Воронежем, Поволжьем. Условия поставок те же, а вот платежеспособность и устойчивость ряда розничных сетей изменилась в худшую сторону. Видим очень много предложений от различных поставщиков оборудования. Снижают цены, предлагают более гибкий график расчетов. Поставщики поликарбонатной тары в условиях конкуренции тоже готовы пойти навстречу производителю, вместе с тем ПЭТ-тара и комплектующие растут в цене, так как привязаны к евро (рост на 6–10%), повышение стоимости бумаги ведет к удорожанию этикеток. Постоянно идет работа по поиску новых поставщиков комплектующих, но зачастую то, что дешевле, не может быть лучше или находится дальше. Партнеров меняем в условиях кризиса только по необходимости. Старый друг, который тебя знает и подождет с оплатой, лучше новых двух со 100% предоплатой. Рынок бутилированной воды России будет расти — сейчас мы значительно не дотягиваем даже до среднеевропейского уровня потребления. Думаю, с 2010 года опережающими темпами будет расти потребление и спрос на воду в стеклянной таре. Таким образом, рынок бутилированной питьевой воды – один из самых перспективных. Даже в условиях кризиса он сильно не пострадал, плюс уже в 2010 г. ожидается рост (его средний уровень аналитики оценивают в 13% в год). Кроме того, на рынке немного крупных игроков. Это говорит о подходящем моменте (поставщики оборудования в кризис снизили цены) для старта проектов и выхода новых игроков. Ознакомиться с возможностью организации розлива артезианской питьевой воды вы можете в бизнес-плане «Бизнес-план розлива артезианской питьевой воды в бутылки 0,5 и 1,5 литров». Newchemistry.ru |