Три других предприятия – «Технология Здоровья», «Ум Ланбато» и «Байкалтекстком» - не играют существенной роли на рынке. В 2009 году доля внутреннего производства едва превысила 20%. Основных проблем, ограничивающих рост производства подгузников в России, две: • Отсутствие внутри страны производства сырьевых материалов. В России отсутствует следующие компоненты: - распушеной целлюлозы; - суперабсорбирующего полимера; - нетканых материалов, ламинированных полиэтиленовой пленкой (в т.ч. с флексопечатью); - высококачественных нетканых материалов на основе штапельных волокон; - клея горячего расплава; • Высокие ставки таможенных пошлин; - распушеная целлюлоза – 15%; - суперабсорбирующий полимер – 10%; - нетканый материал, ламинированный полимерной пленкой – 5%; - нетканый материал на основе штапельных волокон – 5%; - клей горячего расплава – 5%; Говоря о влиянии ситуации с сырьем на производство готовых гигиенических изделий, отметим, что активное развитие в 2008-2009 гг. производства нетканых материалов по технологии «spunmelt» является пока единственным, но очень важным, положительным фактором развития отрасли средств гигиены в целом. Появление производства высококачественных полотен гигиенического назначения на основе штапельных волокон маловероятно. Во-первых, низкий уровень спроса не стимулирует интерес инвесторов в этой области. В России более десятка производителей полотен на основе штапельных волокон – все они специализируются на производстве технических, прежде всего, геотекстильных полотен. Переориентация на гигиеническое направление низкоэффективно в виду значительных различий в требованиях к качеству. В развитых странах сложилась практика фокусировки на отдельных рынках сбыта. В частности производители полотен для гигиены и медицины не занимаются техническими полотнами и наоборот. Для узкой же специализации в области гигиены в России недостаточен объем рынка. Во-вторых, растущая конкуренция со стороны спанбонда ограничивает развитие рынка термобонда. В большинстве случаев (одноразовые салфетки, верхний слой женских прокладок и др.) спанбонд и термобонд – материалы – субституты . Производство ламинированного нетканого материала не является принципиально необходимым для развития отрасли, его возникновение не связано с высокими капиталовложениями и вполне возможно в условиях значительного повышения спроса. Однако, по-нашему мнению, организация производства в данном случае будет представлять собой не строительство отдельной специализированной фабрики, а лишь расширение производства в рамках существующих предприятий, обладающих соответствующими мощностями (ламинаторами). На сегодняшний день в России действует до 50 производителей гибкой полимерной упаковки – ламинатов. Теоретически все они способны осуществить заказ по ламинации нетканого материала дышащей пленкой. В отношении двух других компонентов, следует сказать, что появление отечественного производства распушеной целлюлозы и абсорбирующих полимеров не предвидится, по крайней мере, в обозримом будущем. Ключевой проблемой здесь является огромный разрыв между уровнем спроса и минимальным уровнем производственных мощностей, обеспечивающих безубыточность. В России прийти к балансу между этими двумя показателями еще очень долго не представляется возможным. За рубежом производители целлюлозы или суперабсорбента – это предприятия, в среднем обладающие мощностями свыше 100 тыс. тонн плюс к этому интегрированные вертикально по первичному сырью. В России весь рынок впитывающих гигиенических изделий в два раза меньше. Мелкому сырьевому предприятию конкурировать по цене в этих сегментах не представляется возможным с мировыми гигантами. На внутреннем рынке целлюлозы, кроме того, негативно действует другой рыночный фактор – дефицит целлюлозы для производства бумаги и картона. Отечественные целлюлозно-бумажные комбинаты пока не планируют переориентировать часть мощностей под производство распушеной целлюлозы. Сегмент гигиены для них является непривлекательным. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка подгузников можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок подгузников в России». Об авторе: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования • Технико-экономическое обоснование • Бизнес-планирование Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Тел.: (495) 672-70-46 E-mail: mail@akpr.ru WWW: www.akpr.ru |